Д-р Норман Гайслер
Что относится к ключевым учениям христианской веры? На протяжении двух тысяч лет определяющими для христианства были стержневые учения Библии. Эти учения в том или ином виде исповедуют практически все христиане, желающие, чтобы их вера имела библейское основание. Возможно, христиане не всегда согласны друг с другом в частностях своего вероисповедания, но они должны быть единодушны в принципиальных моментах, в тех самых стержневых учениях.
Вычленить основные учения христианства можно, если рассмотреть главную истину Евангелия — спасение человечества посредством жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Спасение, как открывает нам Бог в Священном Писании, — это прощение грехов и вечная жизнь с Богом, обретенные через исповедание Иисуса Господом и веру в то, что Бог воскресил Иисуса из мертвых (Римлянам 10:9). Внимательно изучив суть Евангелия, можно вычленить четырнадцать истин, без которых спасение невозможно.
Основополагающие учения христианства говорят о том:
Ниже перечислены четырнадцать ключевых учений, истинность которых дает нам возможность познать Бога и получить спасение:
Кроме того, еще два ключевых учения определяют, каким образом мы узнаём о спасении
Основополагающие учения нашли свое отражение в вероисповедных документах Древней Церкви, именуемых «символами веры». Символы веры — это краткое изложение библейского учения.
Апостольский Символ Веры — одно из самых древних вероисповеданий, составленных христианами с целью разъяснения основных положения христианства. Он заключает в себе все четырнадцать учений, необходимых для спасения. Каждое учение обозначено в тексте Символа Веры цифрой в квадратных скобках: [9] = основная доктрина № 9.
Верую [9] в Бога [1], Отца Всемогущего, Творца неба и земли, и в Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего [6], зачатого от Духа Святого [2], рожденного от Марии Девы [4,5], пострадавшего [10] при Понтии Пилате, распятого, умершего [7] и погребенного, сошедшего в ад, воскресшего из мертвых [11] в третий день, вознесшегося на небеса [12], сидящего одесную Бога [13], всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых [14]. Верую в Духа Святого, в святую вселенскую Церковь, в общение святых, в отпущение [8] грехов [3], в воскресение плоти и в жизнь вечную [14]. Аминь.
Помимо изложения четырнадцати спасительных учений, Никео-Цареградский Символ Веры упоминает о Писании как об основании символов веры. Писание — это метод, посредством которого нам были открыты важнейшие учения.
Афанасьевский Символ Веры делает особый упор на учениях о божественности Христа и Троице. Кроме того, Афанасьевский Символ Веры был составлен как опровержение многочисленных ересей: троебожия (веры в трех Богов), монофизитства (веры в смешение или «слияние» двух природ во Христе), несторианства (веры в то, что две природы во Христе независимы друг от друга или слабо связаны), арианства (веры в то, что Иисус — тварное существо, а не Бог), адопционизма (веры в то, что Иисус был просто человеком, принятым в состав Божества в качестве Сына), аполлианарианства (веры в то, что Иисус был человеком лишь отчасти), аннигиляционизма (веры в то, что некоторые души будут навсегда уничтожены) и универсализма (веры в то, что все люди спасутся).
Помимо других принципиальных моментов, Халкидонский орос подчеркивает триединство Бога, непорочное зачатие Христа, божественную и человеческую природу Иисуса, а также предвечность существования Сына.
Есть только один Бог. Он был и будет всегда. Есть один — и только один — божественный Творец вселенной.
Во что я должен верить?
Есть только один Бог.
Что от этого зависит?
Знание единственного истинного Бога (Иоанна 17:3)
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть… (Второзаконие 6:4)
Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. ( Исход 20:2-3)
…Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. ( Исаия 43:10-11)
Хотя есть только один Бог, Он вечно существует в трех Ипостасях (Личностях).
В Библии…
Бог — одна сущность и Ипостаси, состоящие друг с другом в личностных взаимоотношениях. В Библии есть более шестидесяти текстов, в которых три Ипостаси упоминаются одновременно.
Во что я должен верить?
Бог — одна сущность, но три Ипостаси.
Что от этого зависит?
Истина о том, что есть только один Бог, и что каждая божественная Ипостась является полноценной Личностью.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матфея 3:16-17)
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… ( Матфея 28:19)
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь. (2 Коринфянам 13:13)
Бог, будучи личностным Существом, стремится к личным взаимоотношениям с людьми. Человеческая греховность означает, что каждый человек духовно отлучен от Бога и абсолютно не способен спасти себя. Когда Адам согрешил, его постигла духовная смерть, а его взаимоотношения с Богом были разорваны. Кроме того, все потомки Адама «мертвы по преступлениям» (Ефесянам 2:1). Без рождения свыше (нового рождения) никто не может обрести жизнь (Иоанна 3:3).
Во что я должен верить?
Мы — грешники и не способны угодить Богу только добрыми делами. Мы никогда не будем достаточно праведны.
Что от этого зависит?
Если мы пытаемся решить проблему отлучения и смерти собственными силами, мы потерпим неудачу и будем навсегда отлучены от Бога.
…Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. ( Римлянам 3:10-12)
Иисус родился чудесным образом: Мария, мать Иисуса, забеременела, будучи девственницей. Однако подлинная суть учения о непорочном зачатии Христа связана не с девственностью Марии и не с чудесными обстоятельствами Его появления на свет. Это чудо действительно было исполнением древнего пророчества (Исаия 7:14), но истинную важность ему придает факт сверхъестественного вмешательства Бога. Грех — это не только наши поступки, но и наша сущность. Мы наследуем греховную природу от своих родителей (Псалом 50:5; 1 Коринфянам 15:22; Римлянам 5:12-15). Поскольку в случае рождения Иисуса Бог вмешался в естественный ход вещей, Христос не унаследовал греховную природу. Иными словами, Иисус не только не грешил, но не имел и склонности к греху — даже в минуту искушений. Он был совершенен.
Во что я должен верить?
Иисус стал человеком через сверхъестественное зачатие во чреве Марии.
Что от этого зависит?
Сверхъестественное вмешательство Бога, разрывающее цепь греха.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Матфея 1:18-23)
Христос родился от девы и не унаследовал греховную природу. До конца жизни Он оставался святым. Из-за греха мы не могли иметь взаимоотношения с Богом, но Иисус — поскольку Он был безгрешен — мог стать нашим представителем (заместителем) перед Богом.
Во что я должен верить?
Иисус был совершенен.
Что от этого зависит?
Способность Христа представлять нас перед Богом и, таким образом, даровать нам спасение.
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех… ( 2 Коринфянам 5:21)
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. ( Евреям 4:15)
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. (1 Петра 2:22)
Духовные взаимоотношения между человеком и Богом могли быть восстановлены лишь в том случае, если бы Сам Бог перекинул мост через разделяющую нас пропасть. Для этого Бог Сын, сохранив полноту Своей божественной природы, стал во Христе совершенным человеком. Если Он не является одновременно Богом и Человеком, Он не может быть посредником между Богом и людьми (1 Тимофею 2:5). Иисус Христос — вторая Ипостась Троицы.
Во что я должен верить?
Иисус Христос в сущности Своей — Бог. Он обладает божественной природой, Он не просто мудрый учитель и праведный человек.
Что от этого зависит?
Способность Христа спасти нас.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоанна 1:1)
…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно… ( Колоссянам 2:9)
А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. (Евреям 1:8)
Иисус был не только совершенным Богом, но и совершенным человеком. Иисус уставал, нуждался в отдыхе, чувствовал голод и жажду. Если бы Иисус не был человеком в полной мере, Он не смог бы искупить человеческий грех. Только Бог имеет власть спасти нас, и только человек может стать жертвой за человеческий грех. Мессии, Христу, надлежало быть одновременно и Богом, и человеком.
Во что я должен верить?
Иисус Христос был совершенным человеком и совершенным Богом.
Что от этого зависит?
Уверенность в способности Иисуса стать жертвой за грехи людей и искупить их.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоанна 1:14)
…но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Филиппийцам 2:7-8)
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола… ( Евреям 2:14)
Человек духовно мертв и не способен спасти себя сам. Спасение может даровать нам только Бог по милости Своей. Справедливость требует, чтобы Бог покарал человечество за грех. Однако по благодати Бога недостойные прощения люди могут примириться с Ним и избежать суда. Без этой благодати мир с Богом не может обрести никто. Мир с Богом — это источник радости и вечной жизни (Иоанна 17:3).
Во что я должен верить?
Бог — и только Бог — может спасти нас.
Что от этого зависит?
Наши взаимоотношения с Богом, вечная жизнь.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Ефесянам 2:8-9)
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоанна 15:5)
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Титу 3:5-7)
Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. (Римлянам 9:16)
Вера — это упование на Бога в том, что Он может спасти и спасет нас. Заработать спасение не может никто. Никакими добрыми делами мы никогда не сможем выплатить свой долг перед Богом. Однако мы можем примириться с Богом, если уверуем в Него и с благодарностью примем Его дар спасения. Но при этом вера не является нашей заслугой. Бог дарует нам веру в то, что Он сделал для нас то, что мы не можем сделать для себя сами (Ефесянам 2:8-9; Титу 3:5).
Во что я должен верить?
Спасение мы обретаем верой, а не делами.
Что от этого зависит?
Получим ли мы воздаяние, которого заслуживаем, или прощение, даруемое нам Богом из милости.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. (Евреям 11:6)
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. (Римлянам 4:5)
Наказание за грех — смерть, и не только физическая (отделение души от тела), но и духовная (отделение человека от Бога). Наш долг перед Богом полностью выплатил Христос Своей смертью на кресте. Искупительная жертва, угодная Богу, должна была быть совершенной, полноценной и непорочной. Христос, совершенный Человек, предал Себя на смерть вместо нас, чтобы всякий верующий в Него не погиб (физически и духовно), но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16).
Во что я должен верить?
Только безгрешная жизнь, жертвенная смерть и телесное воскресение Христа могут примирить нас с Богом.
Что от этого зависит?
Уникальность искупления, совершенного Иисусом Христом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Марка 10:45)
Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1 Петра 2:24)
…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… (1 Петра 3:18)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоанна 14:6)
Жертвенная смерть Христа полностью искупила наши грехи, однако дело спасения не было завершено до тех пор, пока Он не победил смерть и физически не воскрес из мертвых в прежнем теле (Иоанна 2:19-21). Поскольку Христос победил смерть и сделался для нас прообразом нового прославленного тела, верующие в Него также воскреснут в прославленных, безгрешных телах для вечной жизни.
Во что я должен верить?
Иисус телесно воскрес из мертвых.
Что от этого зависит?
Доказательство того, что Иисус победил смерть.
Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. (Римлянам 4:25)
Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься… (Римлянам 10:9)
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. (Луки 24:39)
Христос умер за наши грехи и воскрес телесно для нашего оправдания. Сорок дней спустя Он телесно вознесся на небеса. Заняв Свое место по правую руку Отца, Он послал нам Бога Духа Святого, Который обитает в верующих, обличает их в грехах и утешает в минуты страданий. Вознесение Христа означает, что наша жизнь надежно хранится на небесах у Бога.
Во что я должен верить?
Иисус в теле вознесся на небеса к Богу.
Что от этого зависит?
Присутствие Духа Святого в жизни верующего.
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… (Иоанна 16:7)
И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. (Луки 24:50-51)
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деяния 1:9-11)
Телесное вознесение Христа позволило Ему стать нашим посредником (первосвященником) перед Богом. Находясь в присутствии Отца, Христос постоянно ходатайствует за нас. Подобно адвокату, который выступает в защиту обвиняемого, Иисус защищает нас от кары закона Божьего и обвинений сатаны (Откровение 12:10).
Во что я должен верить?
Христос ходатайствует за нас пред Богом.
Что от этого зависит?
Уверенность в том, что Бог слышит мои молитвы.
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте… (Евреям 1:3)
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. (Евреям 4:15)
…посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евреям 7:25)
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника… (1 Иоанна 2:1)
Христос покинул этот земной мир в теле, и точно так же вернется обратно. Его второе пришествие — надежда мира. Когда Он вернется, покойные верующие воскреснут в своих телах. Те верующие, которые еще будут живы, когда Он вернется, не умрут, но их тела преобразятся и станут бессмертными. Телесное возвращение Христа на землю увидят все люди. Верующие будут жить вместе с Ним в Его царстве вечно. Неверующие же будут навсегда лишены Божьей милости.
Во что я должен верить?
Иисус вскоре вернется, и мы должны быть к этому готовы.
Что от этого зависит?
Наша надежда навеки быть с Христом.
…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… (Матфея 24:30)
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откровение 22:12)
Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. (Колоссянам 3:3-4)
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. (Луки 12:40)
После того, как Иисус вернется, верующие будут вечно жить в блаженстве, а неверующих ждет вечное наказание.
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. (Иоанна 14: 1-3)
Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1 Коринфянам 13:12)
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откровение 21:4)
…а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его… (2 Фессалоникийцам 1:7-9)
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И смерть, и ад повержены в озеро огненное…И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откровение 20:11-15)
Об основополагающих учениях мы узнаем из Библии. Но вера в учение о богодухновенности Писания сама по себе не является обязательным условием спасения. Люди спасались и до того, как появилась Библия, а некоторые и сегодня обретают спасение, хотя ни разу не открывали Библию. Однако Библия — это единственный данный нам свыше источник, в котором нам открывается Божий план спасения через Христа.
Для того, чтобы наша вера имела твердое основание, Бог даровал нам Свое Слово (Библию). Говоря словами Фомы Аквинского, «чтобы спасение достигло людей с большей легкостью и уверенностью, необходимо было, чтобы люди получили наставление о божественных вещах посредством божественного откровения», т. е. Библии (Сумма теологии 1.1.1). Бог не ошибается (Иоанна 17:17), не ошибается и Его Слово (Евреям 6:18). Без откровения свыше, обладающего божественным авторитетом, которое дано нам в Писании, мы никогда бы не могли быть уверены в истинности учений, вера в которые необходима для спасения.
Все учения, важные для спасения, выводятся из Библии путем буквального толкования (т. е. толкования, которое считает истинным смыслом текста тот, который вложил в него автор). Применяя к Писанию историко-грамматический метод толкования можно понять, какие именно истины важны для спасения.
Чтобы спастись, человеку не обязательно верить во все учения, от истинности которых зависит сама возможность спасения. Есть четкая граница между учениями, которые должны быть истинными, чтобы спасение человека было возможно в принципе, и учениями, в которые мы должны верить, чтобы спастись. Например, Библия нигде не говорит, что вера в непорочное зачатие Христа необходима, чтобы попасть на небеса; однако истинное учение о непорочном зачатии доказывает, что Бог вмешался в нашу жизнь и разорвал узы греха, принеся в жертву Своего Сына, Иисуса.
Среди основополагающих учений христианства есть такие, в которые предположительно возможно не верить и все-таки получить спасение (например, учения о непорочном зачатии, Вознесении, Втором Пришествии), но есть такие, вера в которые необходима для спасения. Необходимо верить, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых (Римлянам 10:9; 1 Коринфянам 15:1-6). Необходимо «веровать в Господа Иисуса Христа» (Деян. 16:31). Поскольку слово «Господь» (Kyrios), когда оно употребляется в Новом Завете применительно к Христу, является указанием на Его божественность, нельзя отрицать, что Христос — Бог, не лишившись при этом спасения (Деяния 2:21, 36; 3:14-16; 5:30-35; 10:39; 1 Коринфянам 12:3).
Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. (Римлянам 10:9-11)
Материал переведен и используется с разрешения правообладателя.
Essential Doctrine Made Easy: Key Christian Beliefs Pamphlet. Dr. Norman L. Geisler, Rose Publishing