Уважаемый Олег,
спасибо за интересное письмо.
Об этом движении я до сих пор знал только понаслышке. Получив Ваше письмо, я ознакомился с текстами, выложенными на их сайте и могу с уверенностью сказать, что это учение — типичный представитель Движения Новой Эры. Об этом свидетельствуют следующие моменты (список неполон, поскольку вопрос требует более глубокого изучения):
а) эзотерическое толкование библейских текстов;б) характерные учения о Боге и человеке — например, «Он [Святой Дух] есть Исполняющая Закон Справедливость, Чьи Вечные, Нерушимые и Неподкупные Законы пронизывают Мироздание; до сих пор о Них лишь догадывались, именуя Их: Судьба! Карма! Воля Божья!» (обратите внимание, что Святой Дух не признается Богом и даже Личностью);
в) гностическое, дуалистическое представление о мироздании (творение делится на духовное-совершенное и материальное-несовершенное);
г) «освобождение» человека связывается с неким «Знанием»: «Человечество тронуло все, что сотворила Божья Воля. Но оно так ничего и не познало. А ведь именно в этом состояла Задача всякого человеческого духа. Люди задели все свысока, мня себя мастерами, и тем самым лишь обесценили и замарали Все Чистое»;
д) проповедь довольно «странных» заповедей — например, о спасительной роли «Эроса» («Лишь Он один может явить собой Мост к Сущностному, через Которое, в свою очередь, лежит дальнейший Путь в Духовное») и о величии и духовном приоритете женственности («Духовно женщина занимает Высшее Место, если только она сначала по-настоящему осознает свою Женственность! А ее Задача не посвящена в первую очередь материнству! Как я уже сказал, оно существует лишь для вашего земного тела и все! И тем не менее Женственность стоит на Высшем Месте на всех уровнях, даже в Первозданном Духовном, среди Первосотворенных! Но это Истинная Женственность в Своей Высокой, Неприступной Гордости!»), причем искажение учения о женственности рассматривается как главный духовный удар Люцифера — в связи с этим можно вспомнить недавние новостные сообщения об издевательствах над детьми со стороны последователей Абд-ру-шина;
е) учение о том, что подтверждение истинности следует получать через переживания, духовный опыт, что разум должен быть подчинен духу («Духу надлежит господствовать и руководить, а рассудку - служить инструментом, пролагать путь, готовить поле деятельности для осуществления воления Духа в вещественности». «Если деятельность чувств протекает под руководством ощущений, то все человеческие помышления и деяния отмечены печатью Красоты, Равновесия и Благородства»);
ж) подмена целей: во главу угла ставятся не добродетели и не покаяние, а удовлетворения собственного любопытства или тщеславия («По вашему желанию вам дано право не только обрести Самосознание, но и странствовать сквозь все уровни Творения. Но при этом вы не вправе причинять другим страданий ради удовлетворения своих собственных вожделений»);
з) игра в «непринятого пророка» — дескать, доказательством моей правоты будет служить то, что мое новое учение будут критиковать и отвергать («Многие земные люди охотно раскрылись бы навстречу Новому Знанию, невзирая на то, что Оно противостоит их прежнему всезнайству, основанному на ложных фантазиях - если бы только никто не знал об их старых воззрениях. Но если окружающие уже знают о них, то тщеславие не позволяет человеческому духу присоединиться к Новому Знанию, не совпадающему с прежним. Ведь в таком случае ему пришлось бы признать ложность своего прежнего пути. Из-за этого он отказывается от Нового Знания, хотя зачастую это доставляет ему немало тяжелых минут, ибо идет вразрез с его собственной Внутренней Убежденностью!»);
з) отсутствие богословской выверенности — по сути, за многословием Абд-ру-Шин прячет очевидное отсутствие какого-либо принципиально нового послания, он всего лишь заново озвучивает идеи, разработанные до него в XIX-XX веках.
(Как я уже сказал, это очень беглый обзор. Для серьезного диалога с последователями движения потребуется более серьезный анализ.)
Теперь несколько советов применительно к Вашей конкретной проблеме:
1. Молитесь об этой женщине и наберитесь терпения.2. Попытайтесь понять, во что конкретно она верит, — сначала из «их» книг, а потом путем личных расспросов. Это поможет наладить первоначальный контакт.
3. Узнайте, что привело ее в это движение, и от чего она отказалась ради него (поскольку она изучала разные учения, очевидно, она сочла их менее привлекательными по сравнению с «новым» истинами).
4. Узнайте, общается ли она со своими единоверцами, и что ее привлекает в них?
5. Обязательно поинтересуйтесь, чем она живет сейчас (в «мирском» смысле) — может быть, она нуждается в помощи, внимании, поддержке. Хватает ли ей средств к существованию? Рада ли она тому, что воспитала приемного сына? Дело в том, что в состоянии жизненного стресса человеку, сложно принимать адекватные решения. Кроме того, Ваш искренний интерес к ее проблемам поможет наладить контакт. (Главное — не докучать ей долгими разговорами и расспросами и подходить к этим темам с тактом и предельным уважением).
6. Ни в коем случае не ввязывайтесь в споры, пока не найдете ответы на обозначенные выше вопросы. Во-первых, так Вы гораздо лучше будете понимать, что и как следует делать, а, во-вторых, к Вашим словам будет больше доверия.
7. Я подозреваю, что решение этой женщины последовать за Абд-ру-Шином было основано в значительной степени на эмоциях. Что-то, какие-то внешние обстоятельства, подтолкнули ее к этому учению. Трудно понять, как она могла всерьез сравнивать учение Абд-ру-Шина (которого, в сущности, нет) с любой развитой религиозной системой? Вероятно, какие-то эмоциональные, вторичные моменты просто пришлись к месту («польстили ее слуху»).
8. Распросите ее о том, как именно помогает ей это учение: стала ли она лучше или счастливее, или польза ограничивается лишь «новым знанием»? Спросите, как она представляет себе будущую жизнь, лет через 5-10.
9. Опять же, больше слушайте и запоминайте, чем возражайте.
10. После каждой встречи делайте для себя краткие выводы: что нового Вы узнали о предпосылках, причинах или целях движения? Ваша первая задача — помочь этой женщине. И только после определенной предварительной работы можно подойти к вопросу рассмотрения самого учения. Я надеюсь, что она начнет Вас расспрашивать, когда увидит, что Вы пришли не спорить, а помочь (будь то физически или духовно).
11. Если же она не проявит никакого интереса к подобному общению, попытки ей помочь, скорее всего, будут тщетны. В таком случае останется только молиться о том, чтобы Господь заставил ее одуматься.