Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Христос Движения Новой Эры

Рон Роудс

Основные идеи Новой Эры — безличность Бога, божественность человека, закон кармы, реинкарнации — почерпнуты из восточных культов. Автор исследует происхождение учения о Спасителе, которого придерживается это движение, отмечая особенности, присущие взглядам некоторых основных ветвей Новой Эры. Содержит сведения, которые могут оказаться полезными при разговоре с последователями культов и движений, не признающих божественность Иисуса Христа.

«А вы за кого почитаете Меня?» (Лк. 9:20). Впервые этот вопрос задал Петру Иисус Христос девятнадцать столетий назад, и с тех самых пор до сего дня он остается своего рода лакмусовой бумагой для проверки духовной подлинности. Но, пожалуй, еще никогда в истории христианской Церкви этот вопрос не был столь актуален, как в наши дни — отчасти потому, что Движение Новой Эры взяло новозаветное изображение Христа, вооружилось кистью эзотерики и мистики и правило оригинал до тех пор,  пока не придало Ему совершенно новый облик.

Этот новый портрет отлично вписывается в один ряд с изображениями Будды, Кришны и прочих «святых людей». Этот «Христос» придерживается широких взглядов и не осуждает никого. Он «Учитель» в ряду других «Учителей», который — вместе с остальными — ведет человечество по пути к Новой Эре просветления и гармонии.


Объяснение основных терминов

Аватара: Тот, кто «нисходит» свыше в человеческом обличье, ни разу не пережив перевоплощения души. Такая личность считается явлением божественного начала, и ее цель — открыть людям божественные истины, имеющие особенную важность для конкретной эпохи.

Карма: «Долг», который накапливает душа в результате хороших и плохих поступков, совершенных в течение жизни (череды жизней). Накопивший хорошую карму перевоплощается в желательном облике. Накопивший плохую карму перевоплощается в менее желательном облике.

Массовая инкарнация: Воплощение Христа во всем человечестве. Некоторые говорят, что в настоящий момент это воплощение происходит в масштабах всей планеты, и оно не так уж сильно отличается от воплощения космического Христа в теле Иисуса 2000 лет назад.

Медиум: Традиционно так называют оккультиста, через которого развоплощенные духи общаются с живыми. Приверженцы Новой Эры используют это слово применительно к Иисусу, который выступал в роли телесной оболочки Христа.

Метафизика: Направление в философии, которое изучает высшую природу всего сущего. В кругах Новой Эры это понятие стало синонимом учения о «науке разума», сформулированного Ф. П. Куимби (см. статью), и философии Новой Эры в целом.

Монизм: Метафизическая теория, согласно которой все сущее представляет собой единое целое. В соответствии с этой теорией, все состоит из одной и той же субстанции.

Христология: Раздел богословия, касающийся личности и деяний Иисуса Христа.

Эзотерическое: Доступное или понятное лишь немногим.

Эзотерическое христианство: Мистическая интерпретация христианства, согласно которой «главная истина» христианства тождественна главной истине любой другой религии (т. е. что человек имеет божественную природу). Сторонники такого подхода ищут в Писании скрытый или неявный смысл.


Никакой разговор о христологии Движения Новой Эры невозможен без признания того факта, что приверженцы этого движения различают Иисуса (обыкновенный человеческий сосуд) и Христа (которого понимают по-разному, но неизменно считают божественной, а зачастую и вселенской безличной сущностью). Таким образом, в первой статье мы сосредоточимся на Христе Движения Новой Эры и кратко рассмотрим историю различных представлений о его сущности, цели, о том, как он намерен достичь этой цели, и о его взаимоотношениях с человечеством. Вторая статья будет посвящена Иисусу Движения Новой Эры, и в ней мы рассмотрим такие вопросы, как «потерянные годы» Иисуса (в изложении Леви Даунинга, Эдгара Кейси и других людей), его предполагаемое знакомство с восточными религиями и оккультизмом, его «сонастроенность» Христу, и его «учения Новой Эры».

Что касается методологии, в первой части статьи мы будем отталкиваться от двух отправных точек — главной и вторичной, — начиная с которых, мы проследим историю христологии Движения Новой Эры. Главной отправной точкой будет теософия; вторичной — учение Финеаса Паркхерста Куимби. Взгляды теософии и Куимби можно уподобить двум деревьям, которые растут рядом, были посажены почти одновременно (во второй половине XIX века), на одной почве, и питались одними и теми же удобрениями (трансцендентализмом XIX века, философией Эммануила Сведенборга, влиянием индуистского монизма и т. д.). Конечно, взгляды и цели этих двух движений во многом различаются, но оба они выросли и расцвели в одном и том же мистическом климате. Вкупе они представляют собой замечательную отправную точку для изучения христологии Движения Новой Эры.

Теософия и ее ответвления

Согласно учению теософии, созданной в 1875 году Еленой Петровной Блаватской, каждый человек в своем развитии минует семь «планов бытия» (физический, астральный, ментальный и т. д.). С каждым пройденным планом личность приближается к единству с Абсолютом (Богом). Теософы теоретизируют, что этот процесс может занять очень длительное время, а потому требует несчетного количества перевоплощений.

Согласно «откровениям», полученным Блаватской, эта эволюция включает в себя не только индивидуумов; эволюцинирует и человеческая раса в целом. Считается, что до настоящего времени сменилось три расы: лемуры, атланты и арии. Каждая из них (теософы называют их «коренными расами») делится на «суб-расы». Сейчас человечество находится в третьей коренной расе — расе ариев — и готовится вступить в шестую суб-расу коренной расы ариев.

Как утверждает теософия, в начале каждой новой суб-расы Верховный Учитель Мира (так же известный как «Христос», наделяющий божественной мудростью), входит в тело ученика, чтобы помогать и придавать нужное направление духовной эволюции человека. В результате каждого «воплощения» человек узнает о Боге больше, чем в результате предыдущего. Пятью воплощениями Христа в пяти суб-расах коренной расы ариев были Будда (в Индии), Гермес (в Египте), Зороастр (в Персии), Орфей (в Греции) и Иисус (близ реки Иордан, где Христос сошел на Иисуса во время крещения)[1].

Считается, что Иисус добровольно предоставил свое тело в пользование Христу. Анни Безант, после смерти Блаватской возглавившая Теософское общество, говорила: «Ему [Христу] нужно было земное воплощение, нужна была человеческая форма, тело человека... Человек Иисус отдался как добровольная жертва, „предложил себя незапятнанным“ Господу любви, принявшему эту чистую обитель для воплощения Своего и обитавшему в ней в течение трех лет смертной жизни»[2].

Теософы напрочь отвергают предположение, что Иисус умер на кресте, чтобы заплатить за человеческие грехи. Человек спасает себя сам посредством череды реинкарнаций. Эта духовная эволюция уводит человека все дальше и дальше от физического плана и подводит все ближе и ближе к духовным планам бытия. По этой причине каждое человеческое существо — независимо от расовой или религиозной принадлежности — является потенциальным «Христом».

Человеческие существа, которые продолжают развиваться посредством реинкарнации, в конечном итоге становятся «Учителями». Это группа некогда живших исторических личностей, которые завершили свою земную эволюцию и добровольно помогают менее развитым человеческим существам достичь своего уровня.

Поскольку, по убеждению теософов, пятая суб-раса коренной расы ариев (суб-раса интеллектуального человека) сменяется шестой суб-расой (суб-расой духовного человека), они полагают, что вскоре должно произойти новое воплощение Христа. Заметьте, поскольку это будет шестое явление Христа в коренной расе ариев, его не называют «вторым пришествием».

Поначалу Анни Безант назначила пришествие этого Мессии на 1906 год. Ее целью было выпестовать Джидду Кришнамурти на роль Учителя Мира, или Мессии. В 1925 году она присвоила этому молодому индусу титул «Мессианского вождя и реинкарнации Учителя Мира». Однако к 1929 году Кришнамурти пришел к убеждению, что его избрание было ошибкой. 20 ноября того года он «отказался впредь принимать поклонение [искренне сказав]: „Я не актер; я отказываюсь носить одежды Мессии; так что я снова свободен от всякой собственности“»[3]. До сих пор теософский Христос так и не пришел.

Под руководством Анни Безант теософия понесла урон из-за внутренних разногласий. Результатом нарастающего недовольства стала «богословская развилка четырех ветвей». Теософия продолжала идти привычным путем (первая ветвь). Рудольф Штайнер ушел из движения, создав в 1912 году Антропософское общество (вторая ветвь). Ушла Алиса Бэйли, основав в 1923 году Школу Аркана (третья ветвь); Гай и Эдна Баллард вышли и в 1930-х годах возглавили движение «Я ЕСМЬ» (четвертая ветвь). Каждая «ветвь» оказала влияние на христологию Движения Новой Эры.

Христос антропософии

Д-р Рудольф Штайнер был активным членом Теософского общества и возглавлял его немецкое отделение. Но когда одно из внутренних теософских течений, «Орден Звезды Востока», начало создавать Кришнамурти репутацию нового воплощения Христа, Штайнер пригрозил выгнать из немецкого отделения любого, кто вступит в «Орден». Анни Безант отомстила тем, что закрыла отделение Штайнера. Тогда в 1912 году Штайнер создал Антропософское общество, и большая часть немецких теософов присоединилась к нему.

Курс, взятый Штайнером, представлял собой значительное отклонение от его теософских корней. Вместо того, чтобы отстаивать образ Христа, который периодически воплощается в людей при возникновении новой «суб-расы», Штайнер делает акцент на том, чего Христос достиг своей решающей «инкарнацией» в человека Иисуса.

Христология Штайнера основывается на его исследованиях «Записей Акаши». Оккультисты верят, что материальную землю окружает бескрайнее духовное поле, именуемое «Акаша», на котором — словно на небесном магнитофоне — запечатлен каждый импульс человеческих мыслей, воли и эмоций. Таким образом, оно представляет собой полную летопись человеческой истории. Штайнер утверждал, что он способен «читать» Записи Акаши, и это позволяет ему исследовать историю человечества, не прибегая к помощи письменных источников. Именно таким способом он обнаружил, что сошествие Христа на человека Иисуса было, бесспорно, центральным событием человеческой эволюции.

В соответствии с богословием Штайнера, сошествие Христа на Иисуса стало необходимостью потому, что человеческое сознание все сильнее фокусировалось на материальном мире и полностью утратило связь с духовной природой, стоящей за физической реальностью. Эта ситуация грозила стать необратимой.

Чтобы не допустить такого развития событий, первоначальной целью Христа было «воплотиться» в человеческое существо (Иисуса), чтобы достичь главной цели — «перевоплотиться» из Иисуса в «эфирную землю». Оккультисты полагают, что за пределами материальной земли существует эфирная земля. Считается, что эфирная земля состоит из тонкой энергетической субстанции, из которой созданы лекала для каждой формы, проявленной на физическом плане. У каждого материального объекта на физическом плане есть эфирный двойник. Первоисточником всех материальных форм в физической вселенной является эта энергетическая субстанция эфирного мира. Христос хотел войти в эту эфирную землю, чтобы произвести духовные изменения в людях, населяющих материальную землю. Однако для перемещения из своего духовного мира в мир эфирный он нуждался в инструменте в виде человека. Такой инструмент он и обрел в лице Иисуса.

Христос «воплотился» в Иисусе и спустя три года был распят. При распятии Христос покинул тело Иисуса и «воплотился» в эфирную землю:

Кровь текла из ран Иисуса. Эту кровь нельзя восприниматься лишь как химическое соединение… ее следует признать чем-то совершенно уникальным. Когда она перетекла из Его ран в землю, нашей земле была передана субстанция, которая, соединившись с нею, составила событие величайшей возможной важности... эта кровь прошла через процесс «эфиризации»… начиная с Голгофской Мистерии, эфиризованная кровь Христа Иисуса живет в эфире земли. Эфирное тело земли насквозь пропитано тем, во что превратилась кровь, текшая на Голгофе[4].

По этой причине «с момента Голгофской Мистерии человек живет в духовной среде, в среде, которая была христианизована, поскольку вобрала в себя импульс Христа»[5].

Теперь, мистически войдя в эфирную землю через свою «эфиризованную» кровь, Христос стремится к «массовой инкарнации» во все человечество. Это приведет к искуплению человека. Штайнер говорит, что «Импульс Христа проникнет человечество... Он принадлежит всей Земле и может войти во все человеческие Души, независимо от нации и религии»[6]. Это, утверждает Штайнер, и есть настоящее «второе пришествие».

Христос Школы Аркана

Алиса Бэйли принимала активное участие в работе Эзотерического отделения Теософского общества (внутренней группы доверенных членов, верно следовавших учению Теософии). Однако со временем она начала критиковать существовавшее в организации правило, согласно которому нельзя было стать учеником Учителя (каковым Бэйли себя уже считала), не получив уведомления от Анни Безант (которая, судя по всему, в этом с Бэйли не была согласна). Разногласия привели к исключению Бэйли из рядов общества, и уже вскоре, в 1923 году, она вместе с мужем Фостером основала Школу Аркана.

Как и последователи теософии и антропософии, Бэйли считала Иисуса медиумом, который позволил Христу воспользоваться своим телом. Однако Бэйли не пошла по пути антропософии и заявила, что под «вторым пришествием» следует понимать пришествие Христа в виде единственной Аватары, а не во всем человечестве[7]. По учению Школы Аркана, Христос — вместе со своими учениками, Учителями, — будет все больше приближаться к человеческой природе, пока, наконец, не явится на физическом плане. По словам Бэйли, это возвращение требует выполнения трех условий, которые либо уже выполнены, либо выполняются в настоящее время: (1) катастрофическое состояние планеты; (2) духовное пробуждение; (3) постоянно усиливающиеся молитвенные призывы. Последнее условие предполагает использование Великого Призыва — молитвы, предназначенной для приближения нового явления Христа.

Таким образом, ответственность за подготовку ко второму пришествию лежит на «настроенных» человеческих существах. Знающие об этом пришествии должны помочь создать условия «духовного единства», которое, в конце концов, привлечет Христа в нашу среду. В отсутствии этого Христос не способен действовать.

Бэйли полагала, что Христос придет вновь таким образом, чтобы не создавать разделений и разграничений между людьми — будь то религиозных, социальных или идеологических. Когда он придет, его целью будет установить — посредством предписания и личного примера (в служении миру) — принципы, на которых взаимозависимый мир сможет построить новую цивилизацию.

Хотя Бэйли утверждала, что второе пришествие будет явлением одной Аватары, она также полагала, что Христос мистически явит себя в человечестве: «Растет и укрепляется вера в то, что Христос пребывает в нас, подобно тому как Он пребывал в Учителе Иисусе, и эта вера изменит мировую ситуацию и отношение человечества к жизни»[8].

Христос движения «Я ЕСМЬ»

Гай и Эдна Баллард были теософами до тех пор, пока на связь с Гаем не вышел Сен-Жермен, один из «Вознесенных Владык», якобы явившийся ему в физическом теле. Сен-Жермен сообщил Балларду, что он и еще 98 Вознесенных Владык живут на горе Тетон.

Сен-Жермен назначил Гая, Эдну и их сына Дональда единственными «уполномоченными» представителями Вознесенных Владык и рассказал Гаю о «Великом Созидающем Слове» (Я ЕСМЬ). Считается, что «Присутствие Я ЕСМЬ» есть в каждом человеке и представляет собой точку соприкосновения с божественной реальностью. Настроиться на Присутствие Я ЕСМЬ можно, распевая «веления» Я ЕСМЬ. Говорят, что это пение производит поразительное воздействие на жизнь поющего.

Христология Балларда уникальна тем, что Сен-Жермен считается более важным (для начинающейся Эры Водолея), нежели Иисус, и является главным объектом поклонения последователей «Я ЕСМЬ». Иисус — сам принадлежащий к числу «Вознесенных Владык» — якобы назвал Сен-Жермена «Величайшим Благословением, когда-либо дарованным человечеству»[9]. Такое отношение к Сен-Жермену объясняется тем, что он принес Фиолетовое Поглощающее Пламя: «Сознательное использование Фиолетового Поглощающего Пламени — единственное средство, с помощью которого любое человеческое существо может освободиться от собственной человеческой дисгармонии и несовершенства»[10]. Присутствие Я ЕСМЬ призывается с помощью распевания «велений» и, в свою очередь, активирует Фиолетовое Пламя. Затем Фиолетовое Пламя выжигает из жизни человека нежелательные моменты. Естественно, это упраздняет какую-либо нужду в том, что Иисус совершил на кресте.

Следующее поколение

Рассмотрев истоки христологии Движения Новой Эры в теософии, антропософии, Школе Аркана и Движении «Я ЕСМЬ», теперь мы обратим взоры к трем ныне живущим типичным представителям Движения Новой Эры и посмотрим, как эта христология развивалась впоследствии.

Бенджамин Крем и его связь со Школой Аркана

Начиная с 1977 года и по сей день Бенджамин Крем путешествует по миру, провозглашая близость пришествия Майтрейи (Христа). Майтрейя, говорит Крем, — это глава Планетарной Иерархии, живущий инкогнито среди людей с 1977 года, когда его сознание вошло в специально сотворенное тело, «майявирупу».

Изначально Крем утверждал, что Майтрейя откроется миру в конце весны 1982 года по всемирному телевидению. После этого «Дня провозглашения» наступит новая эра всепланетного счастья. Этот Христос придет не в роли религиозного, политического или общественного вождя, но как «просветитель», который решит все проблемы мира в этих областях и положит начало Новой Эре любви, мира и обобществленного богатства.

Очевидно, что 1982 год давно уже прошел, а Христа все нет. Самое распространенное объяснение неявки Христа заключается в том, что ему помешала пресса. Поскольку пресса представляет все человечество, ее безразличие свидетельствует о безразличии человечества в целом. А поскольку явление Христа не может произойти вопреки желаниям людей, его «провозглашение» было отсрочено.

Некоторые идеи Крема явно схожи с учением теософии. Например, он делит мир и человечество на астральный, эфирный и физический планы. Он также согласен с тем, что Христос в течение трех лет жил в теле Иисуса.

Тем не менее, несмотря на некоторые отголоски теософии, в идеях Крема нашли отражение, прежде всего, сочинения Алисы Бэйли — в особенности, ее книги «Новое явление Христа». В этой книге можно найти практически все, что впоследствии проповедовал Крем: Эру Водолея, мировое служение, «Великий Призыв», «осенение» (оккультный способ, посредством которого Учитель вселяется в тело ученика-человека) и «группы передачи» (просветленные группы, «передающие» духовную энергию в умы других людей с целью повысить сознание Христа на планете)[11].

Несмотря на такие сходства, между Кремом и Бэйли есть по крайней мере три заметных различия. Во-первых, Крем назвал дату пришествия Майтрейи (весна 1982 года). Бэйли была уверена, что Христос явится, и даже имела некоторое представление об общих сроках (где-то после 2025 года), но отказывалась называть точные даты. Она писала: «Не нам ус­та­нав­ли­вать да­ту яв­ле­ния Хрис­та или ожи­дать ка­ко­го-ли­бо зре­лищ­но­го дей­ства или лю­бо­пыт­ных фе­но­ме­нов. Ес­ли на­ша ра­бо­та вы­пол­ня­ет­ся пра­виль­но, Он при­дет в ус­та­нов­лен­ное, наз­на­чен­ное вре­мя»[12].

Во-вторых, Бэйли использовала термин «Христос» как указание на личность, а Крем употребляет его как обозначение должности или функции. В настоящее время эту должность, по словам Крема, занимает Господь Майтрейя, которому она принадлежит вот уже 2600 лет. Именно Майтрейя, продолжая оставаться в этой должности, явил себя через своего ученика Иисуса посредством оккультного метода осенения.

В-третьих, центральную роль в богословии Бэйли играют Христос и Будда, тогда как во взглядах Крема первое место отведено Майтрейе. Бэйли время от времени упоминает Майтрейю, но ни разу — в качестве главы Иерархии, как это делает Крем.

По понятным причинам, после 1982 года количество последователей Крема пошло на убыль.

Дэвид Спэнглер и его связь с антропософией

Как и Рудольф Штайнер, Дэвид Спэнглер полагает, что Христос — это космический дух, который использовал тело Иисуса для перехода из собственного мира (духовного) в мир Иисуса (материальный).

В понимании Спэнглера Христос — это космический принцип: «Никакой старый Христос не подойдет, если нам нужно продемонстрировать, что у нас есть нечто лучшее, нежели у консервативных христианских традиций. Это должен быть космический Христос, вселенский Христос, Христос Новой Эры»[13]. Христос — не столько религиозная фигура, сколько «космический принцип, духовное присутствие, качество которого наполняет все религии и философии, возвышающие человеческое начало и ищущие единства с духом, и проявляется в них различными путями»[14].

Спэнглер убежден, что главная цель Христа — быть «вселенским просветителем». Слово «просвещать» (англ. educate) он использует как синоним латинского educare («выводить наружу»). Чаще всего он говорит о том, что Христос «выводит наружу» «внутреннее божественное начало» человека[15]. «Вселенское Присутствие, вызывающее из формы и духа высокий потенциал Божественной жизни, готовый выразиться, — это и есть Христос»[16].

Как и Штайнер, Спэнглер полагает, что Христос при распятии вошел в эфирную землю. Тем самым Христос смог обратить вспять «падение» человека в сторону физически-ориентированного сознания. Таким образом, Христос является «оккультным спасителем»[17].

Для описания того, что Христос сделал через Иисуса, Спэнглер прибегает к христианской терминологии. Например, он говорит, что Христос был оккультно распят (поместив тем самым свое космическое присутствие в крест материи, пространства и времени). Христос был погребен (при этом гроб символизирует уровень жизни, отличающийся «высокой плотностью» [т. е. физический мир], в противоположность привычному для него духовному миру с «низкой плотностью»). Там он оставался до воскресения (истечения энергий Христа из эфирной земли) и вознесения (повышения сознания Христа в человечестве). Посредством этой жертвы космический Христос стал спасителем в том смысле, что отныне он уже не находился вне эволюции земли, но вошел в эту эволюцию, воплотившись в землю[18]. Там он действует, направляя духовную эволюцию человека.

Как и Штайнер, Спэнглер полагает, что теперь Христос воплощается в человечество из эфирного мира. Это не так уж отличается от того, что произошло 2000 лет назад в Иисусе, поскольку Иисус «был прообразом или выражение реальности сознания Христа, которое изначально присутствует во всех нас»[19]. Спэнглер приходит к заключению, что человеческие существа могут стать «Словом, ставшим плотью». Кстати, он говорит, что, в конце концов, Слово станет целиком плотью[20].

Элизабет Клэр Профет и ее связь с движением «Я ЕСМЬ»

Основанное супругами Баллард движение «Я ЕСМЬ» значительно сократилось в размерах по сравнению с временем своего расцвета в 1930-х годах. Однако в кругах приверженцев Новой Эры большую известность и популярность приобрело другое движение «Я ЕСМЬ». Это Церковь Вселенская и Торжествующая, основанная в 1958 году Марком Профетом и ныне возглавляемая его женой, Элизабет Клэр Профет.

Некоторые аспекты богословия Профетов берут начало непосредственно в теософии. В их числе можно назвать следующие: (1) Учителя, направляющие духовную эволюцию человека; (2) откровения, получаемые людьми от этих Учителей; (3) использование Христом тела Иисуса; (4) эволюция человека в виде последовательных этапов; (5) вера в то, что откровения Блаватской возвестили о начале Эры Водолея.

Если не считать этих сходств, большую часть своего богословия Профеты позаимствовали у Баллардов. Это заметно не только по акценту, который они делают на Присутствии Я ЕСМЬ, но и по важной роли Сен-Жермена в их учении.

Элизабет Клэр Профет говорит, что Присутствие Я ЕСМЬ в человеке безнадежно искажено под воздействием внутренних и внешних негативных энергий. Эта негативные энергии тормозят духовное развитие, но с ними можно успешно бороться при помощи «Фиолетового Поглощающего Пламени», которое изливает в мир Сен-Жермен. Это Пламя превращает негативную энергию в позитивную, а потому является противоядием от греха.

Следовательно, все сделанное Иисусом на кресте становится ненужным. Собственно, Марк и Элизабет Профеты отвергают мысль об искуплении, совершенном Иисусом на кресте, как «ошибочное учение… которое он сам никогда не проповедовал»[21]. Как и Балларды, супруги Профет полагают, что Иисус достиг состояния Христа, как и прочие Вознесенные Владыки. «Христос» богословия «Я ЕСМЬ» отражает собой божественное начало, присущее всем людям: «Бог обитает в каждом человеке, а не только в Своем сыне Иисусе Христе. Единородный Сын Отца, полный благодати и истины, есть Христос, чей Образ Господь снова и снова воспроизводил в виде сущности Христа каждого сына и дочери, произошедших от бесконечного Духа Бога Отца-Матери»[22]. Профеты приходят к заключению, что «таким образом, стать Христом — это цель каждого Божьего ребенка»[23].

Финеас Паркхерст Куимби

Источником многих фундаментальных положений христологии Движения Новой Эры, бесспорно, являются теософия и отпочковавшиеся от нее группы. Однако значительная роль принадлежит также Финеасу Пархерсту Куимби (ум. 1866) и «метафизическим» группам, выросшим из его философии.

Куимби исповедовал метафизическую идею о том, что источник телесного исцеления кроется в разуме. Он был убежден, что телесные заболевания порождаются неправильным мышлением или ложными верованиями. Лекарством от этих ложных верований и является «Христос».

Подобно другим писателям-метафизикам, Куимби различал Иисуса и Христа. Он приписывал Иисусу заслугу открытия «Истины» о том, как исправить ошибку болезни. «Не то, чтобы Он, как человек, был чем-то лучше нас, — говорил Куимби, — но Он был воплощением высшей Мудрости в гораздо большей степени, нежели любой другой когда-либо живший человек»[24]. Эта «Истина» или «высшая Мудрость», открытая Иисусом, представляла собой безличный принцип сознания, который Куимби называл «Христом». Метафизические представления Куимби о Христе легли в основу нескольких важных движений.

Новое Мышление

Новое Мышление медленно складывалось в XIX столетии после смерти Куимби в 1866 году. Сам Куимби не создал никакой организации. Однако люди, которым он помог, подхватили его идеи и познакомили с ними других, попутно дополняя и видоизменяя их. Христианская Наука Мэри Бэкер Эдди — один из самых ярких тому примеров, хотя эта традиция слишком самобытна, чтобы влиться в современное Движение Новой Эры. Однако появились и другие, более мелкие и более открытые метафизические группы, и в 1890-х годах как общее их название появился термин «Новое Мышление».

Христос Нового Мышления был порождением метафизики Куимби. Его считали не личностью, но безличной Божественной Природой или Принципом. Полагали, что Иисус воплотил или усвоил принцип Христа так полно, как не удавалось прежде никому из людей. Он в полной мере осознал свою природу Христа. Однако Иисус не был спасителем человечества; он просто «указал путь». Спасение основано не на Иисусе, но на осознании Божественной природы или принципа Христа внутри себя.

Христианская школа Единства

Христианская школа Единства, ответвление Нового Мышления, была создана супругами Чарльзом и Миртл Филлмор в 1891 году. От традиционного Нового Мышления их отличала вера в реинкарнацию.

Спасение в Единстве достигалось соединением с Богом — воссоединением человеческого сознания с сознанием Бога. Иисус этого достиг; все люди на это способны: «Разница между Иисусом и нами — не в природных духовных возможностях, но в том, как по-разному мы их проявляем. Иисус был потенциально совершенен, и Он проявил это совершенство; мы потенциально совершенны, но пока еще этого не проявили»[25].

Объединенная Церковь Религиозной Науки

Объединенная Церковь Религиозной Науки, еще одно ответвление Нового Мышления, была основана «доктором» Эрнестом Холмсом, который в 1926 году написал книгу «Наука разума» (The Science of Mind). Впоследствии эта книга стала настольной в кругах Религиозной Науки. Взгляды Холмса были до крайности эклектичны. Он пытался объединить нацеженные из Нового Мышления метафизические идеи с психологией, философией и разными мировыми религиями.

Его представления об Иисусе, о Христе и о человечестве сходны с представлениями других групп Нового Мышления: «Каждый человек — потенциальный Христос. Во всех, от мала до велика, течет одна и та же жизнь, вплетая себя в узоры нашей индивидуальности. Он „над всеми, во всех и через всех“»[26]. Иисус был всего лишь проводником, воплотившим в себе безличного Христа.

Примечательные упоминания

Все описанные выше группы и личности внесли свой вклад в становление мистического и эзотерического богословского климата. Это позволило целому ряду других личностей и групп вскочить на запятки Движения Новой Эры и предложить собственные толкования личности и деятельности Христа. Наиболее примечательными из них были следующие два примера.

Курс чудес. Согласно этому учебнику философии Новой Эры, «Сын Божий» был сотворен Богом в состоянии «бодрствования». Однако впоследствии Сын заснул и во сне увидел себя отделенным от Бога. В этом сне Сын отвергал мысль о том, что он был сотворен Богом, и утверждал взамен, что сотворил себя сам. Эта узурпация Божьей роли Творца ознаменовала собой появление эго и привела к тому, что Сын стал думать о себе как о существе, отдельном от Бога.

Тогда Бог сотворил и послал Святого Духа, чтобы пробудить Сына. Но Сын неверно истолковал пришествие Святого Духа как осуждение со стороны Бога, поскольку Сын считал себя виновным в узурпации Божьей роли Творца.

Тогда эго Сына расщепилось на множество эго в физических телах (т. е. человеческих существ), каждое из которых полагало себя отдельным от других и от Бога. Таким образом, основополагающая проблема человечества заключается в том, что оно считает себя отдельным от Бога. Решение этой проблемы кроется в том, чтобы вновь открыть в себе начало Христа[27]. Задача «Курса» — помочь людям в этом.

Мэтью Фокс и Институт культуры и духовности творения. Мистический настрой, свойственный священнику-доминиканцу Мэтью Фоксу, наводит его на мысль о том, что нам следует отказаться от дальнейших поисков «исторического Иисуса» и взамен сосредоточиться на поисках космического Христа. Он предлагает несколько определений космического Христа, самое важное из которых — «соединяющий образец»[28]. Космический Христос соединяет «небеса и землю, прошлое и будущее, божественное и человеческое начала, все творение»[29]. Такое определение Христа позволяет Фоксу проповедовать «глубокий экуменизм», под которым он понимает подлинное объединение всех представителей всех религий на мистическом уровне[30]. Таким образом, благодаря Фоксу, свойственные Движению Новой Эры представления о Христе в значительной степени проникли в традиционное христианство (по большей части в католицизм, но также и в некоторые протестантские круги).

Ответ с точки зрения исторического христианства

Отвечая на высказывания последователей Движения Новой Эры о Христе, лучше всего сосредоточиться на нескольких ключевых вопросах и не пытаться оспорить каждый нюанс воззрений Новой Эры. Представленный ниже текст представляет собой отправную точку для христианского опровержения христологии Движения Новой Эры.

Эзотерическая система толкования Библии ненадежна. Главная проблема такого рода систем (которые ищут в библейских стихах скрытый, внутренний смысл), заключается в том, что они приносят рассудительность в жертву мистицизму. В рамках такой системы невозможно доказать правильность или неправильность предложенного толкования, поскольку «доказательство» предполагает разумный и объективный подход. Джеймс Сайр поясняет: «Понять, существует ли система, основанная на эзотерике, на самом деле или является плодом фантазии эзотерика (или, что еще хуже, прямым порождением отца лжи), невозможно»31[31]. Между прочим, Иисус — Которого, как утверждают приверженцы Движения Новой Эры, они почитают как Учителя — явно верил в буквальное толкование Писания (см. Мф. 5:18).

Иисус не был просто просветленным Учителем. Изображая Иисуса «просветленным учителем» и помещая Его в один ряд с Буддой, Зороастром и прочими, приверженцы Движения Новой Эры полностью искажают образ Иисуса, представленный в Писании (т. е. основанный на исторических документах, а не на мистических «записях Акаши»). Иисус, о Котором говорит Писание, явно верил и утверждал, что Он единственный среди людей является Богом (Ин. 8:58; 10:30; 14:9-10). Дуглас Грутайс поясняет: «Если Иисус считал Себя уникальным воплощенным Богом, но на самом деле Им не был, Ему было далеко до «просветленного учителя» — ведь Он не знал даже того, кто Он такой! Если же Иисус знал, что не является уникальным воплощенным Богом, но утверждал обратное, Он был отъявленным лжецом и ни в каком смысле не мог быть «просветленным учителем». Хуже того, Он был обманщиком, увлекшим за Собой множество людей»[32].

Только Иисус есть Христос. Как правило, приверженцы Движения Новой Эры говорят, что «Христос» сошел на Иисуса при крещении и покинул Его спустя три года на кресте. Однако еще в младенчестве, в Вифлееме, — задолго до крещения — Иисус назван именем Эммануил, что значит «с нами Бог» (Мф. 1:23). Возвещая пастухам о рождении Иисуса, ангел сказал: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Симеон, исполненный Духом Святым, признал в младенце Иисусе Христа — исполнилось данное ему Богом обещание, что «он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).

В своем Первом послании Иоанн предупреждает: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22). Это не значит, что Дэвид Спэнглер (к примеру) — тот самый великий антихрист, однако он (как и прочие учителя Новой Эры) — один из множества мелких антихристов.

Воплощение носит личностный и неизменный характер. Вопреки типичному для Движения Новой Эры сценарию (трехлетнее воплощение безличного Христа в человеке Иисусе), Писание утверждает, что Иисус Христос — личностный и вечный Бог, облекшийся в плоть через непорочное зачатие, и это воплощение продлится вечно. Марии было сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Это и было моментом воплощения.

Кроме того, воплощение не было временным. После воскресения Христос неоднократно являлся людям, тем самым с очевидностью доказав, что Он оставался единым Богом и Человеком. После воскресения Иисус вознесся на небеса телесно (Лк. 24; Ин. 20:22-28; Деян. 1:1-11; 7:56). Вернувшись в славе, Христос воссядет на троне как Сын Человеческий: «… узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64).

Для человека Иисус — единственный, уникальный и исключительный способ восстановить взаимоотношения с Богом. Иисус говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Петр смело заявил, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). И вспомним, что еще до рождения Иисуса, ангел Господень явился Иосифу и сказал: «… наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Павел также пишет: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Иисус Христос вновь вернется во славе. Вопреки утверждениям Движения Новой Эры, что приход Христа обусловлен способностью человека духовно подготовить землю к этому событию, Писание говорит, что Христос придет как Царь царей и Господь господ, и не во власти человека ни отсрочить, ни приблизить Его пришествие (Отк. 19:16). Выражение «Царь царей и Господь господ» подчеркивает Его верховную и безраздельную власть над смертным и слабым человеком.

Подводя итог, истинный Христос — это Христос Евангелия. Многочисленные чудесные знамения, Им явленные, свидетельствовали о Его уникальной божественности, а не о некоем божественном потенциале, которым мы все якобы обладаем: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

 



[1] Blavatsky H. P. The Secret Doctrine (Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1966), pp. 168-189.

[2] Безант, Анни. Эзотерическое христианство или малые мистерии (перевод Е. Писаревой), глава IV. URL: www.theosophy.ru/lib/esochr04.htm 

[3] Цит. по Van Baalen, Jan Karel. Chaos of the Cults (Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Co., 1956), p. 52.

[4] Steiner, Rudolf. The Reappearance of the Christ in the Etheric (Spring Valley, NY: Anthroposophic Press, 1983), pp. 127-128.

[5] Steiner, Rudolf. Jesus and Christ (Spring Valley, NY: Anthroposophic Press, 1976), pp. 16-17.

[6] Штайнер, Рудольф. Лекции: Четыре Жертвы Христа. URL: www.lib.ru/URIKOVA/STEINER/lec_1914.txt_with-big-pictures.html

[7] Бэйли, Алиса А. Экстернализация иерархии. URL: www.klex.ru/2co

[8] Там же.

[9] Ballard, Mrs. G. W. and Donald. Purpose of the Ascended Masters «I AM» Activity (Chicago, IL: Saint Germain Press, 1942), p. 110.

[10] Там же, p. 35.

[11] Creme, Benjamin. The Reappearance of the Christ and the Masters of Wisdom (North Hollywood, CA: Tara Center, 1980), p. 47.

[12] Бэйли, Алиса А. Новое явление Христа. URL: grimuas.narod.ru/book/ezoter/ezoter4.htm

[13] Spangler, David. Reflections on the Christ (Forres, Scotland: Findhorn Publications, 1981), p. 107.

[14] Spangler, David. Conversations with John (Middleton, WI: Lorian Press, 1983), 5.

[15] Spangler, David. Revelation: The Birth of a New Age (Middleton, WI: Lorian Press, 1976), p. 117.

[16] Там же.

[17] Там же, p. 141.

[18] Там же, p. 121.

[19] Spangler. Reflections, pp. 14-15.

[20] Там же, p. 86.

[21] Prophet, Mark and Elizabeth. Climb the Highest Mountain (Los Angeles, CA: Summit University Press, 1974), pp. 279-280.

[22] Там же, p. 228.

[23] Там же, p. 160.

[24] Quimby, Phineas P. The Quimby Manuscripts (New Hyde Park, NY: University Books, 1961), p. 283.

[25] Turner, Elizabeth Sand. What Unity Teaches (Lee's Summit, MO: Unity School of Christianity), p. 3.

[26] Holmes, Ernest. What Religious Science Teaches (Los Angeles, CA: Science of Mind Publications, 1975), p. 20.

[27] Halverson,Dean C. A Course in Miracles: Seeing Yourself as Sinless // SCP Journal 7, 1 (1987), pp. 18-27.

[28] Fox, Matthew. The Coming of the Cosmic Christ (San Francisco, CA: Harper and Row, 1988), pp. 133-135.

[29] Там же, p. 134.

[30] Там же, p. 228.

[31] Sire, James W. Scripture Twisting (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980), p. 113.

[32] Groothuis, Douglas. Confronting the New Age (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988), p. 121.

http://www.iclnet.org/pub/resources/text/cri/cri-jrnl/CRJ0035A.TXT
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru