Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Вековая ложь

Ричард Абанес

Движение Новой Эры — это «очень большая, слабо структурированная сеть организаций и отдельных людей, объединенных общими ценностями (основанными на мистике и монизме — мировоззрении, согласно которому «всё одно») и общим видением[1].

В центре этого «общего видения» — ожидание неминуемого духовного скачка в эволюционном развитии человечества. Это долгожданное свершение якобы повлечет за собой «новый цикл человеческого сознания и опыта»[2], который, в свою очередь, станет началом эпохи, ознаменованной миром на всей земле, всеобщим просветлением и новой «духовностью».

Верующие в грядущий век вселенской гармонии — обычно их обобщенно называют «Движением Новой Эры» — утверждают, что земля уже готовится к трансформации, к отходу от «устаревших привычек, негативных энергий и мыслеформ»[3]. Для того, чтобы поторопить эволюцию человечества, была запущена информационная кампания, не имеющая аналогов в американской религиозной истории.

Литературу Новой Эры можно найти в газетных киосках и практически в любом супермаркете. Каждый день по всему миру в помещениях библиотек, церквей и в банкетных залах проходят семинары, посвященные философским и практическим аспектам этого движения. Мощные конференции и съезды ежегодно собирают сотни тысяч людей.

Успех этого духовно-ориентированного блицкрига невозможно переоценить. В 1994 году американцы купили книг и другой продукции, связанной с Движением Новой Эры, примерно на 1 миллиард долларов[4]. В результате этими идеями сегодня насквозь пропитаны сфера развлечений, пищевая промышленность, школьные учебные программы, услуги здравоохранения, политическая арена, бизнес-сообщество и даже вооруженные силы США. 

О просветлении просто и доступно 

Приверженцы Новой Эры убеждены, что «истина» лежит, прежде всего, в духовной плоскости, далекой от того материального мира, в котором мы живем. «Высшая Реальность» существует только в нематериальном мире. Хорошее объяснение того, что представляет собой «Высшая Реальность», можно найти в познавательной книге A Crash Course on the New Age Movement

Все приверженцы Новой Эры убеждены, что «все едино», — что все сущее состоит из одной и той же сущности или реальности. Второе допущение заключается в том, что эта Высшая Реальность не является ни мертвой материей, ни беcсознательной энергией. Это Существо, Сознание и Блаженство (т. е. индуистское представление о Боге как о безличном, бесконечном сознании и силе). Из первых допущений вытекают еще два: что все сущее есть Бог (т. е. пантеизм), и что человек, как часть «всего сущего», тоже божественен. Но как приверженцы Новой Эры объясняют тот непреложный факт, что большинство людей вовсе не ощущает себя едиными с Богом? ...Они говорят, что человек отделён от Бога только в своем сознании. Он жертва ложного ощущения самостоятельного бытия, которое не позволяет ему осознать свое принципиальное единство с Богом и, таким образом, является причиной всех его проблем[5].

Тем, кто желает обрести и испытать давно утраченное ощущение «единства» с Богом, приверженцы Новой Эры предлагают интересное решение: выход из тела и путешествие в духовные измерения, где вновь можно почувствовать «единство» с Богом.

Человека, который осознал свое «единство», называют «просветленным». К сожалению, последователи Новой Эры не понимают, что их опыт — нечто совершенное иное, нежели божественное откровение.

Мосты в иной мир: выход из тела, клиническая смерть, страх смерти

37% участников «Коннектикутского исследования», проведенного Кеннетом Рингом, полагали, будто во время предсмертного состояния они выходили из тела[6]. Исследование Брюса Грейсона в 1983 году дало результат в 53%[7]. В других исследованиях доля таких людей достигала 66%[8] и 71%[9]. В исследовании Сабома она составила поразительные 100%[10].

Ощущения выхода из тела в предсмертном состоянии настолько часты, что ведущие исследователи данного феномена убеждены в необходимости раcсматривать эти ощущения как «часть более широкого класса диссоциативных или внетелесных состояний»[11]. В одном из номеров журнала Journal of Near-Death Studies за 1998 год профессор Мелоди Олсон поясняет: 

Выходы из тела происходят не только в предсмертном состоянии, но и в другие моменты. О таких переживаниях рассказывают те, кто часто медитирует, те, кто подвергается гипнообучению, некоторые наркоманы и многие побывавшие под общим наркозом. Сюзан Блэкмур, которая занимается изучением предсмертных состояний, в 1982 году составила список из примерно десяти научных исследований, в которых случаи выхода из тела были отмечены среди студентов, городских жителей (Шарлоттсвилль, штат Виргиния), членов особых и национальных групп населения. Доля переживших этот феномен колеблется от 8% до 44% (среди употребляющих марихуану) и 50% (среди членов Ассоциации исследований и просвещения)[12].

На последнюю категорию людей, упомянутую Олсон, — членов Ассоциации исследований и просвещения (ARE) — следует обратить особое внимание. Столь частые выходы из тела среди членов ARE опять-таки указывают на близость переживаний, испытанных в предсмертном состоянии, и других подобных явлений с миром оккультного.

Даже светские психиатры Джером Тобачик и Томас Митчелл, оценивая результаты своих исследований, пишут: «Людям, которые рассказывают о своем опыте выхода из тела, вера в парапсихологию, предчувствия, спиритизм и колдовство действительно свойственна гораздо больше, нежели тем, кто о таком опыте не упоминает»[13].

Каким же образом эти явления — выход из тела, предсмертное состояние, смертельный страх и оккультизм — связаны друг с другом? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подытожим все, что нам уже известно:

  • В мозгу человека существует природный механизм, который каким-то образом включается в обстановке крайней опасности или неминуемой смерти.
  • Если состояние здоровья человека грозит ему смертью, к страху смерти добавляется случайное сочетание большого числа нейрофизиологических реакций. Это погружает человека в предсмертное состояние.
  • Как смертельный страх, так и предсмертное состояние представляют собой измененные состояния сознания, которые роднит между собой ощущение выхода из тела.
  • Ощущение выхода из тела в измененном состоянии сознания встречается довольно часто. Это относится и к измененным состояниям сознания, вызванным оккультными практиками, что неминуемо порождает ложные верования.

Об этих четырех моментах следует помнить, рассматривая еще одну существенную особенность феноменов выхода из тела, предсмертного состояния и смертельного страха[*] — все они вызывают у человека ощущение «единства» со всем творением. Это ощущение — по мнению многих переживших подобные состояния — подтверждает истинность восточных религиозных идей (пантеизма и монизма), которыми насквозь пронизано Движение Новой Эры.
  

Предсмертное состояние

Смертельный страх

 «Я ощутил… неописуемое единство»[14].

 «Благодаря тому, что я смотрел на свет, мне передалось чувство „единства всего сущего“»[15].

 

 «На какое-то мгновение я стал одним целым с Вселенной. Время, пространство и мое „я“ стали одним и тем же. Я ощутил экстаз, увидев единство и красоту Вселенной»[16]

 
Примечательно, что причины этого ощущения «единства» можно найти в состоянии смертельного страха. На третьей стадии этих переживаний человеком зачастую овладевает не только трансцендентное ощущение пространства, но и трансцендентное ощущение собственного «я». Иными словами, в состоянии смертельного страха человек нередко перестает ощущать собственную индивидуальность и свое отличие от окружающего мира[17]. Расселл Нойес так описывает конечный результат этих переживаний: 

Появляется ощущение единства или тождества с другими человеческими существами и всем мирозданием. Когда границы времени и пространства таким образом исчезают, человек может ощутить себя путешественником в доселе неведомом мире[18].

Утрата сознания собственной индивидуальности связано с диссоциацией, свойственной состоянию смертельного страха. Стена, обычно отделяющая наше «я» от окружающего мира, исчезает. И пока этой стены нет, чувство единства со всем окружающим — самое естественное, что может ощутить человек.

Этот присущий состоянию смертельного страха элемент «единства/тождества» очень важен, поскольку то же самое мы последовательно наблюдаем в предсмертном состоянии, которое, как мы уже убедились, вероятно, есть не что иное, как более интенсивная форма смертельного страха.

Упоминание в обоих случаях выхода из тела и ощущения «единства» указывает на то, что все три явления взаимосвязаны. И эта взаимосвязь порождает два интересных вопроса:

  1.  Что случится, если кто-нибудь — тот же приверженец Движения Новой Эры — пройдет этот путь наоборот, т. е. сначала достигнет ощущения выхода из тела при помощи измененного состояния сознания, а впоследствии испытает клиническую смерть или страх близкой смерти?
  2. Возможно ли, что искусственно вызванное ощущение выхода из тела запускает скрытый механизм смертельного страха, который, в свою очередь, вызывает один из самых распространенных аспектов сильного смертельного страха — ощущение единства со «всем сущим»?

На мой взгляд, поставленные вопросы имеют самое прямое отношение к происходящему в Движении Новой Эры. Вероятно, эти люди искусственно вызывают у себя ощущение выхода из тела, а оно, в свою очередь, порождает другие ощущения, связанные с предсмертным состоянием или смертельным страхом — а именно, ощущение «единства», связанное с диссоциацией.

О справедливости такого предположения свидетельствуют известные случаи, когда у людей, предрасположенных к подобным ощущениям, совершенно неожиданно возникало ощущение выхода из тела, хотя они не были при смерти, и ничто их жизни не угрожало. В одном таком случае ощущения выхода из тела возникли у женщины, в прошлом пережившей клиническую смерть, во время сеанса теплолечения, назначенного ей для снятия боли и напряжения в мышцах спины: 

Однажды, лежа там, она услышала гудение системы вентиляции… «Благодаря лечебным процедурам я была полностью расслаблена, и мой слух просто заполнился гулом… Звук привел меня в расслабленное состояние сознания, и это послужило толчком к выходу из тела. Внезапно я увидела свое тело внизу на столе, а гудящий звук стал в точности таким же, какой я слышала, когда была в туннеле. Я также слышала тихую музыку», — рассказывала она[19].

Похоже, мы имеем дело с тремя взаимосвязанными видами измененного состояния сознания. Первый из них, смертельный страх, — это совершенно непроизвольное состояние, которое автоматически запускается в результате психологического ощущения крайней опасности или неминуемой смерти. Одной из сторон этого состояния является ощущение выхода из тела, в результате которого на человека нисходят мир и покой. Другое ощущение, часто возникающее в такой ситуации, — чувство «единства» или «тождества» с Вселенной.

Далее, существует еще одно непроизвольное состояние, также ассоциирующееся с близостью смерти — классическое предсмертное состояние. В отличие от смертельного страха, вызванного лишь психологическим ожиданием конца, классическое предсмертное состояние (за исключением вызванных стрессом) является результатом психологического осознания опасности или смертельной угрозы в сочетании с физическим состоянием, которое действительно может привести к смерти. Более реальная угроза жизни вследствие физической травмы делает переживания в предсмертном состоянии гораздо более интенсивными, чем в состоянии смертельного страха. Как и смертельный страх, состояние близости к смерти могут порождать и зачастую порождают ощущение «единства».

Наконец, существует ощущение пребывания вне тела, которое является составной частью как смертельного страха, так и предсмертного состояния. Оно может возникнуть как непроизвольно в результате предсмертного состояния или смертельного страха, так и произвольно — при помощи различных методик, нацеленных на изменение сознания человека[20]. Возможно, искусственно вызывая у себя ощущение выхода из тела, многие, сами того не подозревая, провоцируют естественную реакцию на близость смерти или страх смерти, которая, в свою очередь, порождает диссоциацию и сопутствующее ей ощущение «единства».

Все это означает, что приверженцы Новой Эры во время своих выходов из тела не получают никакого сверхъестественного просветления. Они всего лишь погружаются в глубокое состояние смертельного страха, добровольно активируя систему психологической защиты, которая обычно непроизвольно активируется в ситуации крайней опасности или неминуемой смерти. Осознанно включить этот внутренний механизм можно различными способами, в числе которых медитация, наркотики, экстатические танцы и т. п.

Научные исследования показали, что именно это и происходит. Одно исследование, проведенное в 1976 году психиатром Рэймондом Кеннеди, показало, что ощущение выхода из тела — это «самоиндуцированное состояние утраты личности»[21]. К такому выводу Кеннеди пришел, изучая индуистскую мистику.

Еще более показательно объяснение феномена шаманизма, которое приводит в своей книге The Occult: Secrets of the Hidden World Жюльен Тондрио. Он пишет, что шаман — прежде чем стать великим мастером — должен перенести болезнь, которая наступает либо естественным путем, либо вызывается искусственно:     

Путь шамана изобилует экстатическими состояниями, болезнями и снами — ниспосланными Небом или вызванными искусственно. Избранный и перенесший болезнь, необходимую для инициации (страдание, символические смерть и воскресение), шаман становится великим мастером экстатического транса[22].

Спенсер Роджерс в своей книге The Shaman: His Symbols and His Healing Power отмечает, что шаманы получают свое призвание, в том числе, в результате «перенесения смертельной болезни»[23].

Альфред Рэдклифф-Браун, в 1948 году изучавший жителей Андаманских островов, отмечает: «Если мужчина умрет, а потом вновь оживет, это приключение наделяет его силой, необходимой знахарю»[24].

В 1991 году в письме, адресованном редактору журнала Journal of Near-Death Studies, Уильям Сердейли, психиатр из Университета штата Монтана, упомянул о нескольких очевидных случаях предсмертных переживаний, связанных с шаманской «инициацией» через болезнь[**]

  • У коренных народов Сибири «призвание шамана может иметь причиной, помимо прочего, „опасную и длительную болезнь“».
  • У большинства племен американских индейцев, ранее населявших территорию штата Калифорния, «будущий шаман обычно заболевал, чтобы обрести шаманскую силу».
  • У самоедов и ненцев в Сибири будущий шаман «остается без сознания много дней, „кажется мертвым, и его могут едва не похоронить“... Считается, что в то время, пока он остается без сознания, он выходит из тела и учится быть шаманом»[25].

Нельзя списать на простую случайность тот факт, что и предсмертного состояния, и состояния смертельного страха, и ощущения выхода из тела можно достичь благодаря тяжелой болезни. Все указывает на то, что в основе этих феноменов лежат не духовные, а физические причины. Между тем, все они — и в особенности предсмертные состояния и выходы из тела — стремительно становятся критерием оценки «истины». Эллиот Миллер, специалист по Движению Новой Эры, поясняет: 

У восприимчивого человека измененное состояние сознания может вызвать глубокое мистическое ощущение выхода за рамки личной идентичности и отождествления со всем сущим. Подобный опыт нерасчлененного сознания наводит ищущего на мысль, что высшая реальность как таковая лишена каких-либо различий, что все едино… Человек, активно стремящийся достичь измененного состояния сознания или пассивно такому состоянию покоряющийся, оказывается, без всякого преувеличения, на пороге религиозного обращения[26].

И вновь у Расселла Нойеса мы находим данные, которые однозначно привязывают к «общей картине» состояние смертельного страха. В результате исследования, в котором приняли участие 104 человека, Нойес обнаружил, что ощущение истины «обычно сопутствовало фазе утраты индивидуальности», и что «23% опрошенных приписывали своим кратковременным переживаниям религиозное значение»[27]:

Часть опрошенных объясняла свое ощущение отстраненности тем, что их дух или душа покинули тело. И они, вполне естественно, увидели в этом прямое доказательство того, что дух человека продолжает существовать после его смерти. Вполне предсказуемо, состояние безвременья время от времени отождествляли с вечностью. А некоторые назвали силу, с которой встретились, выйдя из себя, Богом. По сути, в их глазах эта сила была десницей Самого Бога, вмешавшегося в ход событий ради их блага[28].

Как можно увидеть из приведенных ниже свидетельств, в состоянии близком к смерти человек проходит через то же самое: 

Потом я заметил впереди темную область, и, приблизившись к ней, подумал, что это какой-то туннель, сразу же, без дальнейших раздумий, вошел в него и полетел, испытывая еще более сильное чувство радости от полета… Это действительно странное ощущение, но благодаря ему тебе кажется, что ты в своего рода вечности[29].

Я помню как потом долго шел вверх по направлению к свету… Наконец, я достиг цели. Там, передо мной, было живое присутствие Света… И в глубине моей души родилось мгновенное и чудесное осознание: я, именно я стою перед лицом Бога[30].

Ричард Морис Бёке, психиатр, живший на рубеже XIX и XX столетий и популяризировавший в своих сочинениях характерный для Движения Новой Эры термин «космическое сознание», удачно подытожил суть всех этих переживаний: 

Это сознание показывает нам, что космос состоит не из мертвой материи, управляемой бездушными, неумолимыми и бесцельными законами; напротив, оно показывает нам, что космос совершенно нематериален; совершенно духовен и совершенно жив; он показывает нам, что смерть нелепа, что у всех и у всего есть вечная жизнь; оно показывает нам, что вселенная есть Бог, и что Бог есть вселенная, и что никакое зло не проникает и никогда не проникало в нее[31].

В среде современных искателей истины — в особенности перенесших и изучающих состояние близости к смерти — действительно происходит «религиозное обращение», как пишет Миллер. По словам исследователя предсмертных состояний Мелвина Морса, люди, «которые вернулись с ответами на вопросы жизни и смерти», действительно есть[32].

Как говорит Морс, он верит пережившим предсмертное состояние потому, что их слова кажутся ему «такими правдивыми»[33]. «Ответы», полученные этими людьми в состоянии близком к смерти, затрагивают вековые вопросы:

  • Откуда мы появились?
  • Зачем мы здесь?
  • Означает ли смерть конец нашего бытия?
  • В чем смысл жизни?
  • Есть ли высший смысл в человеческих страданиях?

Кроме того, пережившие предсмертное состояния высказываются и по богословским вопросам, таким как природа Бога, личность Иисуса Христа, прощение и спасение. Краткий обзор откровений, якобы полученных этими людьми, пока они «пребывали в духе», еще раз подтверждает справедливость библейского пророчества: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским...» (1 Тим. 4:1).

Все едино

В силу причин, которые мы уже обсудили выше, предсмертные переживания часто приводят человека к пантеистическому монизму, т. е. к некоему внутреннему ощущению, что все нами видимое «можно свести к одному объединяющему принципу, причастному одной и той же сущности и реальности»[34].

Пантеистический монизм имеет для Движения Новой Эры фундаментальное значение. Приверженец этой философии Дэвид Спенглер пишет: «Единственная реальность — это единство, а разнообразие — это его очевидное проявление»[35]. Иными словами, нам только кажется, что мы — индивидуумы. «Реальность» такова, что никакой разницы между «мной» и «вами» нет. Есть только одно большое «я».

Это вселенское «я» включает в себя не только всех, но и все (т. е. почву, доски, капли дождя и т. п.). Как выразился один переживший предсмертное состояние: «Все мы — часть одной большой, живой вселенной… Сейчас я смотрю на лес, на цветок, на птицу и говорю: „Это часть меня, часть меня…“»[36].

И приверженцы Новой Эры, и пережившие предсмертные состояния утверждают, что высшее состояние сознания начинается в тот момент, когда индивидуальность растворяется, и на смену ему приходит осознание нашего «единства» со всем окружающим. Филлис Этуотер, которая занимается изучением предсмертных переживаний, и сама трижды испытала этот феномен на себе, очень хорошо выражает эту точку зрения: «Вы выходите из предсмертного состояния, зная, что мы влияем друг на друга, потому что все мы являемся частью друг друга… Любое ощущение одиночества или отделенности растворяется в Свете такого знания»[37].

Пантеизм утверждает, что «все сущее» есть Бог. Говоря словами одного просветленного: «Теперь я знаю, что Бог есть. И что Бог — это все сущее, в этом суть Бога… Внутри всего, что есть, присутствует сущность Бога»[38]. Проповедник Новой Эры Бенджамин Крим объясняет:

В каком-то смысле, Бога нет, Бога не существует. А в другом смысле, нет ничего, кроме Бога, — есть только Бог… Этот микрофон — Бог. Этот стол — Бог. Все — Бог. А поскольку все — Бог, то Бога нет… Бог — все, что вы когда-либо знали или могли знать, — и все за пределами ваших познаний[39].

Хотя отдельные люди, пережившие предсмертное состояние, могут говорить о Боге как об отдельной личности, большинство воспринимает «Бога» как недифференцированную личностную Силу, пронизывающую все творение. Они предпочитают называть Бога титулами, характерными для Движения Новой Эры: «Сила, Единый, Вселенский Разум, Источник, Всё, Божественное или попросту Бог»[40].

Традиционная форма упоминания о Боге (напр., Отец, Он, Его) обычно становится неприемлемой после предсмертных переживаний[41]. Мэрилин Фергюсон, автор книг по философии Новой Эры, точно описывает ситуацию: «Во вновь зарождающейся духовной традиции Бог — это не образ, знакомый нам по воскресной школе...»[42].

«Я Бог»

Пантеистическое мировоззрение, которого придерживаются многие пережившие предсмертное состояние, обычно приводит их к убеждению, что они сами, как и все остальное, — Бог:

            Мы ВСЕ — часть друг друга и, в конечном итоге, часть большего сознания, Бога[43].
            
            Мы — разные аспекты одного совершенного целого, и как таковые являемся частью Бога и друг друга[44].
           
            Мы часть Бога и существуем внутри Бога[45].
           
            Теперь я думаю о Боге как о грандиозном источнике энергии, наподобие ядра чего-то огромного, а мы все — попросту атомы, отдельные от этого ядра. Я думаю, что Бог есть в каждом из нас; мы — Бог...[46]
           
            Свет был Богом. Бог был мною, а я был Богом… Я не говорю, что я — высшее существо. Я был Богом в том же смысле, что и вы, что и каждый человек[47].
          
            Все мы — часть света, все — часть Бога[48].

 В книге Revelation: The Birth of a New Age Дэвид Спэнглер пишет о том же: 

Это взаимоотношения бытия/воплощения, примером которых являются, прежде всего, восточные религии и философии… Эти взаимоотношения просто подтверждают, что вся жизнь — одно, что я един с Богом и могу воплощать в себе Божественность… Мы с Богом не просто обмениваемся информацией; мы пребываем в общении и единстве. Никакого разделения нет, за исключением непонимания того, что никакого разделения нет[49].

В свете Писания

Правда ли, что все, в конечном итоге, есть одна божественная сущность? Правда ли, что «все сущее» — Бог? Можно ли нас, как часть «всего сущего», также назвать Богом? Согласно Библии, нет.

Бытие 1:1 ясно описывает Бога как Существо отдельное и отличное от мироздания. О том же говорится и в других библейских текстах: Пс. 32:13-14; Ис. 40:22; 42:5; 44:24 и Деян. 17:24-25. Бог — не часть всего сущего, а Творец всего сущего.

Далее, Писание говорит, что Бог — это не Сила и не Космическое Всё. В книге Исход 3:14-15 Господь называет Себя божественным именем «Я [первое лицо единственное число] ЕСМЬ [форма глагола „быть“]». Только личность, обладающая сознанием и самосознанием, может сказать о себе «я есть».

Более того, Бог творит дела, которые способна творить только личность. В книге Иеремии 29:11 Он говорит, что знает, какие намерения имеет относительно Своего народа. Как может безличная сила знать, думать или иметь намерения?

Бог также способен иметь взаимоотношения с другими личностями (Исх. 2:24; Евр. 4:13; Лев. 19:1), обладает всеведением (1 Ин. 3:20), судит (Пс. 49:6), любит (Прит. 3:12; Иер. 31:3) и проявляет волю (1 Ин. 2:17).

С образом пантеистического божества, который ассоциируется с предсмертными переживаниями, резко контрастирует библейский образ Бога как личностного, мыслящего и способного сопереживать Существа. Он — живой Бог (Дан. 6:20; 1 Тим. 3:15; 4:10; Евр. 10:31) и отличен от других разумов.

Что же касается нашего якобы божественного статуса, это все та же старая ложь, с помощью которой сатана обманул Адама и Еву (Быт. 3:5). Писание полно отрывков, в которых Бог противопоставляется человеку (Пс. 99:3; 112:5-6; Еккл. 5:2; Ис. 43:7; Иер. 27:5; Мал. 2:10; 1 Тим. 2:5).

Различие между Богом и человеком проводится и в Римлянам 1:18-25, где апостол Павел упоминает, что люди заменили истину Божью ложью, чтобы поклоняться и служить творению, а не Творцу. В своей книге The New Age Is Lying to You христианский автор Элдон Уинкер справедливо отмечает, что поклонение творению можно назвать идолослужением лишь в том случае, если творение отлично и отдельно от Творца[50].

Рон Роудс в своей книге The Counterfeit Christ of the New Age Movement, критикуя Движение Новой Эры, приводит следующее примечательное перечисление различий между Богом и человеком:

Бог всеведущ (Ис. 40:13-14), познания же человека ограничены (Иов 38:4); Бог всемогущ (Отк. 19:6), человек же слаб (Евр. 4:15); Бог вездесущ (Пс. 138:7-12), человек же в каждый конкретный момент привязан к одной точке пространства (Ин. 1:50); Бог свят (1 Ин. 1:5), но даже самые «праведные» дела человека выглядят грязной одеждой в глазах Бога (Ис. 64:6); Бог вечен (Пс. 89:3), человек же был сотворен и имеет начало (Быт. 1:1, 26-27)... Богу присуща справедливость (Деян. 17:31), человек же погряз в беззаконии (1 Ин. 3:4; см. также Рим. 3:23); Бог есть любовь (Еф. 2:4-5), человек же изъязвлен всяческими пороками, вроде ревности и вражды (1 Кор. 3:3)[51].

Что бы ни говорили люди, пережившие предсмертное состояние, и прочие приверженцы Новой Эры, единственный истинный Бог, в соответствии с Библией, — это Всевышний Господь Вселенной (2 Пар. 15:3; Иер. 10:10; 1 Фесс. 1:9).

Нет греха, нет и грешников

Грех, с библейской точки зрения, — «не только злое дело, но состояние отчужденности от Бога»[52]. Однако в понимании людей, переживших предсмертное состояние, отделение от Бога невозможно. Не существует для них и понятия «греха» как такового. Все души святы[53]. В конце концов, каждый человек — уже «Бог».

А как быть с проблемой зла? Многие пережившие предсмертное состояние полагают, что проблемы нет, потому что нет зла. В книге Coming Back to Life, написанной с целью распространения идей Движения Новой Эры, основанных на предсмертных видениях, Филлис Этуотер объясняет: «После такого опыта приходит понимание того, что зло — это просто неправильно примененное добро, что все хорошо в глазах Бога, и что зла не существует»[54].

Другой автор, также переживший клиническую смерть, формулирует эту идею вполне недвусмысленно: «Бог — это Вселюбящий Источник… У меня появилось чувство, что это полное утешение, и что даже то, в чем я был неправ, при ближайшем рассмотрении не было неправотой»[55].

Однако этим людям необязательно чувствовать, что греха не существует. Многим из них попросту сказали об этом, когда они были «по ту сторону»:

И он [духовное существо] сказал: «Да, но ты не останешься, потому что твое время еще не пришло». И я сказал ему: «Все это так прекрасно, все это так совершенно, но как быть с моими грехами?» И он сказал мне: «Грехов не существует — в том смысле, как вы на земле о них думаете. Единственное, что здесь имеет значение, — то, как ты думаешь»[56].

В духовном мире к грехам относятся не так, как мы здесь, внизу. Любой опыт может быть позитивным. Любой дает возможность учиться[57].

Слово Божье говорит иначе. Пророк Исаия провозглашает: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2).

Стих Иеремия 17:9 сообщает нам, что сердце человеческое лукаво более всего и крайне испорчено, а в Римлянам 3:23 говорится, что все согрешили и «лишены славы Божией». В книге Екклесиаст 7:20 сказано еще откровеннее: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы...». Псалмопевец произносит суровое обличение в адрес человечества:

Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро…. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:1, 3).

Апостол Павел не только признавал реальность греха, но и называл людей его рабами (Рим. 6:6, 17, 20), отмечая при этом, что первым следствием греха является смерть (Рим. 5:12; 6:23). «Бедный я человек! — пишет Павел в Римлянам 7:24, — кто избавит меня от сего тела смерти?» И ответ на этот вопрос он находит в христианском Евангелии, благой вести: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... что Христос умер за грехи наши… и что Он погребен был, и что воскрес в третий день...» (1 Кор. 15:1, 3-4).

В мышлении переживших предсмертное состояние нет места какому бы то ни было «евангелию», о чем снисходительно пишет Этуотер:

Это просветление приносит с собой знание о том, что в каком-либо спасении нет нужды, что все мы бессмертны и божественны «от Начала», и что все мы на пути к тому, чтобы стать богами, Сотворцами Единого Бога[58].

Здесь не подразумевается никакого «евангелия»; скорее, некая мудрость, попросту «поющая новую песнь» — голосами миллионов людей[59].

В «Теологическом энциклопедическом словаре» справедливо указывается, что мы «особенно ясно осознаем свою греховность в присутствии святого Бога (ср. Ис. 6:5; Пс. 50:1-11; Лк. 5:8)»[60]. Это особенно важно с учетом того, как много людей в состоянии клинической смерти оказывается в присутствии «Бога» или богоподобного «светлого существа». После этой встречи они менее всего задумываются о своей греховности.

Суд и прощение

Если верить бесчисленным свидетельствам переживших предсмертное состояние, «Бог» или «светлое существо», с которым они встретились, пока были «мертвы», не высказывал в их адрес никаких упреков. За исключением тех немногих, кто в предсмертном состоянии ощутил себя в аду, всех встречают с безусловным гостеприимством. Их не обличают и не осуждают, а всего лишь с помощью обзора прожитых лет помогают понять, как жить лучше:

Я немедленно осознал, что это существо видит меня насквозь и может раскрыть самые глубокие мои тайны… Его любовь побудила меня просмотреть жизнь, прожитую до той минуты… И благодаря любви и пониманию, которые это светлое существо излучало, я нашел в себе мужество взглянуть собственными глазами, не прячась и не пытаясь оправдаться… Это существо предложило мне альтернативный план действий — не как я должен поступать (это было бы морализаторством), а как я могу поступать, — и это открытое предложение дало мне совершенную свободу принять или отвергнуть его идеи[61].

В книге Heading toward Omega Барбара Харрис отмечает, насколько «понимающим» было это «светлое существо»: «Даже если бы все увиденное показало, что я — исчадие ада, это было бы нормально. Чем бы ни было то, что было со мной, оно любило меня такой, какая я есть»[62]. Другие пережившие клиническую смерть с ней согласны:

И в этом сиянии был «Бог». Я почувствовал, что меня любят без всякого осуждения, любовью «агапе», и принимают полностью… Передо мной в сжатом виде уже прошла моя жизнь, когда это существо сказало, что у меня все в порядке[63].

Моя жизнь мгновенно обнажилась и раскрылась перед этим чудесным присутствием, «БОГОМ». Я ощутил в самом себе, что он прощает мне те моменты моей жизни, которых я стыдился, словно они не имели большого значения[64].

[Свет] был готов принимать; он был готов прощать; в нем совершенно не было осуждения; и это дало мне такое ощущение полной безопасности, какого я никогда не испытывал. Это было здорово. Это было совершенство; это была абсолютная, безусловная любовь… Я научился принимать себя таким, какой я есть. Если Свет и присутствие смогли принять меня со всеми моими слабостями и моими проблемами, то, наверное, я неплохой человек[65].

Единственное прощение, в котором человек действительно нуждается, исходит от него самого. В конечном итоге, именно человек судит и прощает самого себя:

Единственное, откуда я ощущал осуждение, был я сам… Думаю, суд, главным образом, состоял в том, что я сам судил себя[66].

Тебе показывают твою жизнь — и ты сам судишь… Ты сам судишь себя. Тебе простили все твои грехи, но способен ли ты простить себя? ...Можешь ли ты простить себя? В этом и заключается суд[67].

Быстрая оценка собственной жизни, ведущая к прощению самого себя, — это не тот суд, который нас ожидает. Судить нас будет Бог (Быт. 18:25; Пс. 81:1; Еккл. 11:9; Ис. 66:16; Иер. 25:31; Иоиль 3:12; Ин. 12:48; Деян. 17:31; Рим. 2:16) с помощью абсолютно справедливого мерила, Своего вечного закона (Рим. 7:7; Иак. 2:10-11; 1 Ин. 3:4), который совершенно свят, праведен и благ (Рим. 7:12).

К сожалению, все люди уже находятся под осуждением как грешники (Рим. 5:18-19) и пожнут последствия греха — смерть, суд и ад (вечное отделение от Бога). Пережившие предсмертное состояние думают иначе.

Что случилось с адом?

Предсмертные переживания «не подтверждают модель рая и ада»[68]. Все исследователи сталкивались с «людьми, которые вели отнюдь не образцовый образ жизни, и тем не менее их предсмертный опыт оказался весьма позитивным»[69].

Христианские представления об аде — или вечном отделении от Бога — были отброшены и заменены ретроспективной ревизией прожитой жизни, который Ринг называет «великим уравнителем»[70]. По словам переживших предсмертное состояние, чувство печали, которым сопровождается эта ревизия, — единственное «наказание», которое ожидает человека:

Я сделал шаг влево, чтобы просмотреть запись… Я увидел разочарование, которое я принес другим людям… все страдания, которые я причинил, и ощутил их… Я увидел, как много печали причинил людям мой буйный нрав, и я ощутил эту печаль. Я увидел, каким был эгоистом[71].

В одном из выпусков программы «Шоу Опры Уинфри» пережившая клиническую смерть Бетти Иди так описывала свой опыт:

Иди: Мне всегда казалось, что Бог будет судить меня. Поскольку, как меня учили, Он — божественный Судья. Но я поняла, что на самом деле все хранится в нашем мозгу, и мы судим сами себя. Мне показали негативные вещи, которые я делала, с самого начала моей жизни, боль, которую я причинила другому человеку… Никто не судил меня. Когда ты проходишь через ревизию своей жизни, ты заново испытываешь боль, которую причинила другому — таков ад, который я испытала.

      Уинфри: И это само по себе суд?

      Иди: Да[72].

Однако Иисус больше говорил об аде, чем о небесах. По существу, библейское учение о преисподней почти полностью «исходит из уст Иисуса»[73]. Он описывает это место не только как «тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12), но и как адский жар (Мф. 13:42, 50). Он также предупреждает, что злых делателей, которые там окажутся, ждут «плач и скрежет зубовный» (Лк. 13:24-28).

Известный богослов Роберт Спроул признает, что «нет в Библии картин более зловещих и мрачных, чем картины ада». Далее он пишет: «Независимо от того, как мы воспринимаем идею ада, чаще всего он представляется нам местом необычайно жестокого покарания»[74]. По словам Спроула, если в размышлениях об аде и можно найти какое-то утешение…

 ...то таким утешением может служить уверенность, что жестокости в аду не будет. Для Бога быть жестоким невозможно. Жестокость подразумевает более суровое наказание, нежели преступление того заслуживает. В этом смысле жестокость есть несправедливость. Бог не способен карать несправедливо. Судия всей земли, конечно же, поступит правосудно. Ни один не пострадает безвинно от Его руки[75].

Справедливость Бога проявляется в учении о том, что наказания в аду будут разными, так же как разными будут награды для верующих на небесах (2 Кор. 5:10). Библия сообщает нам, что неверующие будут наказаны по делам своим (Лк. 12:45-48). Иисус даже сказал, что в день суда одним будет «отраднее» в день суда, чем другим (Мф. 11:21-24).

Понятно, почему в аду будут разные степени наказания. Похотливая мысль в мгновение нравственной слабости, хотя и греховна, все же не так преступна, как реальное прелюбодеяние. Массовые убийства, организованные Адольфом Гитлером, несопоставимы с грехом воровства шоколадки из продуктовой лавки на углу. Бог подвергнет людей вечным наказаниям разной степени, так же как сами люди подвергают друг друга различным временным наказаниям. (К примеру, нарушение скоростного режима обычно влечет за собой лишь денежный штраф, а за убийство можно попасть на много лет за решетку.)

Христианские философы Гэри Хабермас и Дж. П. Морланд предлагают несколько соображений о том, что на самом деле представляет собой ад:

  • конец пути, ведущего прочь от Бога, любви и всего, что имеет какую-то подлинную ценность;
  • место стыда, скорби, сожаления и страданий;
  • причиной боли будут стыд и скорбь, вызванные наказанием в виде окончательного и бесповоротного изгнания от лица Бога, из Его царства и хорошей жизни, для которой мы, прежде всего, и были созданы;
  • обитатели ада будут глубоко и болезненно переживать все, что они потеряли[76].

Несколько слов следует сказать и о природе ада. Действительно ли там горит огонь, или это просто символ чего-то другого? Существует ли на самом деле тьма, или это тоже символ? Если понимать эти образы буквально, возникает целый ряд проблем. Например, Самого Бога Писание называет «огнем поядающим» (Евр. 12:29). Конечно, Бог — это не гигантский костер. Аналогично, и описания ада нам следует толковать разумным с точки зрения Библии и здравого смысла образом.

Образ пламени используется в Писании применительно к божественному суду (2 Фесс. 1:8). Образ тьмы — это метафорическое описание состояния мучительного отделения и одиночества, как следует из притчи Христа в Матфея 22:13 о людях, выброшенных во внешнюю тьму из ярко освещенной и веселой трапезной. Боль и страдания ада — это, несомненно, эмоциональные, духовные и интеллектуальные мучения, проистекающие из того, что они полностью осознают господство Иисуса (Рим. 14:11), но вынуждены вечно пребывать под гневом Божьим, будучи отделены от Его любви и Его народа и отчуждены от всего, что имеет какую-либо ценность.

Ад будет представлять собой «совершенное отсутствие Божьего благоволения», а также «бесконечное расстройство жизни вследствие абсолютного господства греха»[77]. Субъективно люди, вне всякого сомнения, будут чувствовать бесконечные угрызения совести, отчаяние, сожаление, горечь, злость, печаль, разочарование, страх, безнадежность, ненависть и тоску.

Как бы неприятно все это ни звучало, некоторые пережившие предсмертное состояние утверждают, что в аду может быть не так плохо с учетом чудовищной «боли», которую человек испытывает, оглядываясь на прожитую жизнь:

Адский огонь, мучения, осуждение… ничто не сравнится с болью, которую я испытал, увидев свою жизнь такой, как она выглядела на самом деле. Пропасть между любовью, которой меня окружили там, наверху, и любовью, которой я делился с другими, пока был жив, оказалась так велика, что я никогда не смог бы ее преодолеть[78].

Это конкретное свидетельство ставит переживших предсмертное состояние перед лицом интересной проблемы. Если ад — «ничто» по сравнению с болью ревизии собственной жизни, почему они считают ад настолько ужасной идеей, что даже слышать о нем не хотят? Разве со стороны «светлого существа» не было бы большим проявлением любви отправить человека в ад, не подвергая его такому болезненному испытанию, как ревизия собственной жизни?

Если же пережившие предсмертное состояние попросту откажутся верить словам этого человека, возникает другой вопрос: каким рассказам о мучительности посмертных видений следует верить, и какие из них правдивы? Если приведенное выше описание ошибочно, разве не могут быть ошибочными и другие? Если да, то какие именно?

Подобные важные вопросы пережившие предсмертное состояние редко задают, и еще реже на них отвечают. Кажется, они точно знают только одно — все будут на небесах.

Ради небесного блаженства

В христианской мысли историческая личность Иисуса Христа — это единственный в Своем роде Сын Божий, сделавший то, что было не под силу никому другому, умерший за грехи безбожных людей (Рим. 5:6; 14:15). Богослов Уолтер Элвелл объясняет: 

Своей искупительной жертвой, принесенной на Голгофе, Христос освободил человечество, приняв на Себя воздаяние за все грехи. Христос принял на Себя тот позор и те страдания, которые заслужили мы своими грехами. Он удовлетворил справедливые требования Божьего закона и в то же время отвратил Божий гнев от падшего человечества. Жертва Христа загладила нашу вину и умилостивила гнев Божий. Эта жертва стала оправданием грешников перед Богом, ибо в ней верующие приобщились к праведности Христа. Кроме того, она стала освящением грешников, сделав их через веру членами Тела Христова. Крестная смерть и воскресение Христа даровали грешникам искупление, приведя порабощенных грехом к новой, свободной жизни… Возрождение Духом, дарующее веру и любовь, освобождает грешника от уз греха и дает ему силу одерживать победы над грехом в повседневной жизни[79].

Из любви к нам (Ин. 3:16-17) Бог решил уплатить цену греха посредством «жертвенной жизни и смерти Своего Сына» (Деян. 20:28; Рим. 3:21-26; 2 Кор. 5:18-19; Кол. 2:13-15)[80]. Однако принять спасение — или вечную жизнь в присутствии Бога — можно лишь посредством живой веры в Личность Христа и совершенное Им искупление.

Пережившие предсмертное состояние горячо возражают против подобных претензий христианства на исключительность. Они проповедуют то, что исследователь феномена предсмертных видений д-р Морис Роулингс называет «религией, поклоняющейся небесам как великодушному дару, который дан каждому»[81]. Бесчисленные свидетельства переживших клиническую смерть подтверждают справедливость его слов:

Они говорят, что, если вы не христиане, никто из вас не сможет попасть на небеса… И я думаю: хорошо, но я побывал там, видел это, и в тот момент я уж точно не был христианином. Так откуда же им знать? Я не могу с этим согласиться. У меня есть собственные убеждения, и я стараюсь жить по своим правилам[82].

     Я твердо знаю, что Христос, которого я видел, примет всех, хороших и плохих[83].

     Всех ли пускают на небеса? Да[84].

     Никто из нас никогда не будет отделен от Божьей любви[85].

Словам переживших предсмертное состояние о том, что на «небеса» могут попасть все люди, эхом вторят приверженцы Движения Новой Эры. Бенджамин Крим пишет: «Дорога, ведущая к Богу, достаточно просторна, чтобы вместить всех людей»[86]. Но по словам Иисуса, путь к Богу узок. «Широки врата и пространен путь, — говорит Он, — ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13).

Естественным следствием универсализма (веры в то, что все окажутся на небесах) является вера в то, что все религии абсолютно приемлемы и одинаково истинны. По словам переживших предсмертное состояние, все религии пытаются описать одно и то же, но только по-разному: 

        К какой бы религии, из числа пяти основных религий, ты не принадлежал… ты все равно поклоняешься единственному Богу, как бы ты его ни называл — Аллахом, Богом, Иисусом или как-либо еще[87].

        Я верю в основные положения всех религий. Все они, на мой взгляд, взаимосвязаны[88].

        Все религии — чистые религии как таковые — представляют собой одно и то же. Разницы нет[89].

Чтобы рассмотреть философские противоречия и логические дилеммы, вытекающие из этих утверждений, нам понадобится несколько глав. Поэтому будет лучше просто сказать, что Писание изображает Иисуса Христа как Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14:6). «...И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12).

Гедда Ларк, представитель издательства, выпускающего литературу Новой Эры, говорит: «Думаю, люди ищут чувства безопасности в мире, который сошел с ума, и у нас есть ощущение, что жизнь не должна ограничиваться этим безумием»[90].

Жизнь действительно не ограничивается окружающим нас «безумием», и христианам следует с любовью помочь пережившим предсмертное состояние и приверженцам Новой Эры увидеть, что выход из тупика — в библейском Иисусе (2 Тим. 2:25-26; 2 Кор. 4:3-4). Однако это может оказаться непростым делом, учитывая, что многие из них негативно относятся к историческому христианству.

  

Эта статья представляет собой сокращенный перевод 10-й главы из книги Abanes, Richard. Journey into the Light: Exploring Near-Death Experience (Grand-Rapids, MI: Baker Books, 1996). Материал использован с разрешения правообладателя.

 


* Корреляцию между состоянием смертельного страха и предсмертным состоянием автор рассматривает в пятой главе книги (pp. 85-97). Опираясь на исследования американских психиатров Расселла Нойеса, Глена Габбарда, Стюарта Твемлоу и Брюса Грейсона, он приходит к выводу, что предсмертное состояние представляет собой не что иное, как «немного усиленное состояние смертельного страха». Автор также отмечает, что изменения, происходящие в мозгу пациента вследствие физических и психологических травм, «без труда способны объяснить каждый элемент пережитого предсмертного состояния» (p. 97).

** В отечественном религиоведении этот феномен называется «шаманской болезнью» (см. Григоренко А. Ю., ред. Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [СПб.: Питер, 2008]. с. 107).


[1] Miller, Elliott. A Crash Course on the New Age Movement (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 15.

[2] Spangler, David. Revelation: The Birth of a New Age (San Francisco: The Rainbow Bridge, 1976), p. 19.

[3] Long, Elizabeth. Colors & New Age Transformation // National New Age Yellow Pages, ed. Marcia Gervase Ingenito (Fullerton, CA: The National New Age Yellow Pages, 1987), p. 61.

[4] Tulsa World, 23.04.1994, p. 7. Цит. по EMFJ Update, 01.1995, p. 5.

[5] Miller, p. 17.

[6] Ring, Kenneth. Life at Death (New York: Coward, McCann & Geoghegan, 1980), p. 45.

[7] Journal of Near-Death Studies, vol. 6(3), Spring 1988, p. 186.

[8] Green T., Friedman P. Near-Death Experiences in a Southern California Population // Anabiosis — Journal for Near-Death Studies, vol. 3(1), 06.1983, pp. 77-95. Цит. по Lundahl, Craig R. The Near-Death Experience: A Theoretical Summarization //  Journal of Near-Death Studies, vol. 12(2), Winter 1993, p. 106.

[9] Lindley J., Bryan S., Conley B. Near-Death Experiences in a Pacific Northwest American Population: The Evergreen Study // Anabiosis — The Journal for Near-Death Studies, vol. 1(2), December 1981, p. 108.

[10] Sabom, Michael. Recollections of Death (New York: Harper & Row, 1982), p. 206.

[11] Zaleski, Carol. Otherworld Journeys (New York: Oxford University Press, 1987), p. 163.

[12] Olson, Melodie. The Incidence of Out-of Body Experiences in Hospitalized Patients // Journal of Near-Death Studies, vol. 6(3), Spring 1988, pp. 169-170.

[13] Tobacyk J., Mitchell T. The Out-of-Body Experience and Personality Adjustment // Journal of Nervous and Mental Disease, vol. 175, p. 369. Цит. по Saavedra-Aguilar J. C., Gomez-Jeria J. S. Response to Commentaries on «A Neurobiological Model of Near-Death Experiences» // Journal of Near-Death Studies, vol. 7(4), Summer 1989, p. 269.

[14] Tien, Stephen Slade. Thanatoperience // Journal of Near-Death Studies, vol. 7(1), Fall 1988, p. 35.

[15] Noyes, Russell. The Experience of Dying // Psychiatry, vol. 35, 05.1972, p. 180.

[16] Grey, Margot. Return from Death (London: Arkana, 1985). Цит. по Vincent, Ken R. Visions of God (Burdett, NY: Larson Publications, 1994), p. 53.

[17] Ring, Kenneth. Heading toward Omega (New York: William Morrow, 1984, 1985), p. 88.

[18] Noyes R., Kletti, R. Depersonalization in the Face of Life-Threatening Danger: An Interpretation // Omega, vol. 7(2), 1976, p. 105.

[19] Harris B., Bascom L. C. Full Circle (New York: Pocket Books), p. 73.

[20] Twemlow, Stuart. Clinical Approaches to the Out-of-Body Experience // Journal of Near-Death Studies, vol. 8(1), Fall 1989, p. 33.

[21] Twemlow, p. 30.

[22] Tondriau, Julian. The Occult: Secrets of the Hidden World (New York: Pyramid Communications, 1972), p. 18.

[23] Rogers, Spencer. The Shaman: His Symbols and His Healing Power (Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1982), p. 15. Цит. по Serdahely, William J. Were Shamans Near-Death Experiencers First? // Journal of Near-Death Studies, vol. 9(4), Summer 1991, p. 255.

[24] Radcliffe-Brown, Alfred. The Andaman Islanders (Glencoe, IL: Free Press, 1948), pp. 176-177. Цит. по Serdahely, p. 255.

[25] Rogers, p. 15.

[26] Miller, pp. 36-37.

[27] Noyes, Kletti, p. 110.

[28] Там же, p. 111.

[29] Ring, Heading toward Omega, pp. 39-40.

[30] Ring, Kenneth. Amazing Grace: The Near-Death Experience as a Compensatory Gift // Journal of Near-Death Studies, vol. 10(1), Fall 1991, p. 15.

[31] Bucke, Richard Maurice. Cosmic Consciousness (Secaucus, NJ: Citadel Press, 1961), p. 41. Цит. по Miller, p. 36.

[32] Krier, Beth Ann. Near-Death Visions // L. A. Times, 18.09.1990, p. E1.

[33] Krier, p. E1.

[34] Chandler, Russell. Understanding the New Age (Grand Rapids: Zondervan, 1993), p. 341.

[35] Spangler, p. 341.

[36] Moody R., Perry P. The Light Beyond (New York: Bantam Books), p. 42.

[37] Atwater P. H. M. Beyond the Light (Secaucus NJ: Birch Line Press, 1994), pp. 187-188.

[38] Ring, Heading towards Omega, p. 151.

[39] Creme, Benjamin. The Reappearance of Christ and the Masters of Wisdom (London: The Tara Press, 1980), p. 110-111.

[40] Atwater, Coming Back to Life, p. 117.

[41] Там же.

[42] Ferguson, Marilyn. The Aquarian Conspiracy (Los Angeles: J. P. Tarcher, 1980), p. 382.

[43] Ring, Heading towards Omega, p. 220.

[44] Ring, Amazing Grace, p. 17.

[45] Atwater, Beyond the Light, p. 186.

[46] Ring, Heading towards Omega, p. 151.

[47] Geraci, Joe. Vital Signs, 12.1981, p. 12. Цит. по Zaleski, p. 126.

[48] Ebert, Alan. A Glimpse of Heaven // Redbook, 07.1991, p. 89.

[49] Spangler, p. 233.

[50] Winker, Eldon K. The New Age Is Lying to You (St. Louis: Concordia Publishing House, 1991), p. 191.

[51] Rhodes, Ron. The Counterfeit Christ of the New Age Movement (Grand Rapids: Baker Book House, 1990), p. 161.

[52] Элвелл У., ред. Теологический энциклопедический словарь. М.: Духовное возрождение, 2003. С. 336.

[53] Atwater, Beyond the Light, p. 187.

[54] Atwater, Coming Back to Life, p. 123.

[55] Ring, Life at Death, p. 173.

[56] Ring, Heading towards Omega, p. 62.

[57] Eadie, Betty. Embraced by the Light (Placerville, CA: Gold Leaf Press, 1992), p. 70.

[58] Atwater, Coming Back to Life, p. 123.

[59] Atwater, Beyond the Light, p. 189.

[60] Элвелл, с. 337.

[61] Vincent, Ken R. Visions of God (Burdett, NY: Larson Publications, 1994), p. 70.

[62] Ring, Heading towards Omega, p. 108.

[63] Ring, Kenneth. The Omega Project (New York: William Morrow, 1992), p. 103.

[64] Ring, Heading towards Omega, p. 67.

[65] Там же, p. 103.

[66] Ring, Life at Death, p. 196.

[67] Ring, Heading towards Omega, p. 67.

[68] Kee C. A., Pridmore N. Near-Death Experiences: An Interview with Kenneth Ring // Plato’s Cave, vol. 8, 04.1991, pp. 3-4.

[69] Genova, Amy Sunshine. The Near-Death Experience // McCall’s, 02.1988, p. 106.

[70] Genova, p. 106.

[71] Eadie, pp. 112-113.

[72] The Oprah Winfrey Show, ABC, 03.01.1994.

[73] Спроул Р. Ч. Основные истины христианской веры. URL: www.reformed.org.ua/2/336/Sproul

[74] Там же.

[75] Там же.

[76] Habermas G., Moreland J. P. Immortality: The Other Side of Death (Nashville: Thomas Nelson, 1992), pp. 158-159.

[77] Berkhof, Louis. Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1939, 1993).

[78] Genova, p. 106.

[79] Элвелл, с. 340.

[80] Там же.

[81] Rawlings, Maurice S. To Hell and Back (Nashville, Thomas Nelson Publishers, 1993), p. 106.

[82] Sutherland, Cherie. Changes in Religious Beliefs, Attitudes, and Practices Following Near-Death Experiences: An Australian Study // Journal of Near-Death Studies, vol. 9(1), Fall 1990, p. 28.

[83] Scientific Evidence for Life after Death // Christianity Today, 08.1976, p. 21. Цит. по Anderson, Kirby J. Life, Death and Beyond (Grand Rapids: Zondervan, 1980), p. 107.

[84] Бетти Иди во время семинара, показанного в программе 20/20, ABC, 1.05.1994.

[85] Ebert, p. 89.

[86] Creme, p. 120.

[87] Ring, Heading towards Omega, p. 87.

[88] Ring, Life at Death, p. 165.

[89] Ring, Heading towards Omega, p. 163.

[90] Marty, Martin E. An Old New Age in Publishing // The Christian Century, 18.11.1987, p. 1019.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru