Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Школа навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного развития

Дмитрий Лионов

ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ: Школа навыков ДЭИР (Школа навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития)

ОСНОВАТЕЛИ: Дмитрий Сергеевич Верищагин, Кирилл Валентинович Титов 

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1982 г.  

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Около двух десятков публикаций, написанных Верищагиным и Титовым.  

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ: Администрация Школы находится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 23.  

ЧИСЛЕННОСТЬ: По данным сайта www.deir.org, Школа навыков ДЭИР имеет представительства в 67 городах России и 32 городах Ближнего и Дальнего Зарубежья. 

СМЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления» (директор К. В. Титов). 

ИСТОРИЯ

Происхождение секты, ее учения и практики окутаны мраком тайны и неизвестности. Мифология секты гласит, что начало ДЭИР было положено в 1982 году, когда полковник (по совместительству — экстрасенс) Петр Келдоровский пригласил Дмитрия Верищагина, работавшего, как утверждает сам Верищагин, в то время в тайной лаборатории под Екатеринбургом, принять участие в проекте «Пастырь» (по другим источникам — «Дружба»[1]), который разрабатывался по непосредственному приказу ЦК КПСС[2]. Верищагин согласился и перешел работать в лабораторию, расположенную в поселке под Новосибирском и занимавшуюся разработкой этого проекта. 

Целью проекта «Пастырь» было создание «психотронного оружия», которое позволило бы через массовое внушение манипулировать населением страны. В работе принимали участие четыре человека: Алексей Грыщак, Петр Келдоровский, Сергей Десменцов и Дмитрий Верищагин. Работа над проектом продвигалась успешно и окончательно оформилась в 1988 году. Вскоре гриф секретности с проекта был снят, в стране произошли перемены, в результате которых властям стало не до проекта «Пастырь». В 1992 году Верищагин и Келдоровский уволились и, как пишет автор, «… оказались под прицелом психотронного оружия»[3]. Видимо, бывший работодатель решил избавиться от ненужных свидетелей: Келдоровский умирает от сердечного приступа, Грыщак — от некоей опухоли в 1994 году. Сергей Десменцов уезжает в Америку, где его следы теряются. 

В России остается один — единственный из участников проекта «Пастырь» — Дмитрий Верищагин, от имени которого публикуется большинство книг, изданных ДЭИР. Он переориентирует «систему психотропного оружия» изменяя ее с негатива на позитив, перенаправляя с манипуляций сознанием на самосовершенствование личности, и создает «сверхсовершенную систему энергоинформационного развития, освоив которую совершенно любой человек может добиться абсолютного здоровья, счастья, материального достатка и вообще может стать творцом своей судьбы, формировать реальность и события вокруг себя соответственно своим желаниям»[4]. Интересно, что Верищагин уходит в подполье, а нести ДЭИР в массы начинает его ученик Кирилл Титов[5]. Через несколько лет, Верищагин создает дэировские школы по всему миру. 

Титов — возможно настоящий основатель и руководитель секты — перед созданием «Школы ДЭИР», тесно контактировал с сектой Константина Руднева (который называет себя Шри Джнан Аватар Муни, Богомудр Алтай Каган и др.), известной как «Ашрам Шамбалы», «Школа Армагеддон», «Школа магии Атлантида», «Новосибирская Академия Йоги имени гуру Сотидананданы», «Путь в Беловодье» и проч. Проводит высшие тренинги для преподавателей. Когда его авторитет, основанный исключительно на эксклюзивности общения с Верищагиным, среди сектантов стал падать, в целях его поднятия издал в «соавторстве» с Верищагиным книгу «Терапия истинной кармы». Проведенная независимая лингвистическая экспертиза показала, что у всех 9-ти книг по ДЭИР, включая «Терапию истинной кармы», один автор, предположительно сам Титов. Впрочем, у второстепенных пособий есть соавтор — Владимир Андорович Левингер, «ученый секретарь Большого Методического Совета Школы ДЭИР». 

ЦЕЛИ

«Школа ДЭИР» является оккультной сектой с чертами псевдопсихологической многоуровневой тренинговой компании. Учение секты представляет собой бессистемную противоречивую компиляцию из произведений известных авантюристов и шарлатанов Ошо (Раджниша), Валерия Аверьянова («Гуру Вар Авера»), Петера Келдера и автора «Библии Сатаны» Шандора Лавея, а также идей и технологий НЛП Бендлера и Гриндера. 

«Школа ДЭИР» активно использует слухи о якобы имевших место секретных парапсихологических разработках, проводившихся по линии спецслужб непосредственно перед распадом Советского Союза, результатом которых, по словам сектантов, является система ДЭИР. В тоже время, довольно часто в их книгах встречаются апелляции к Священному Писанию и к Православной Церкви — авторитету, якобы одобряющему их деятельность. При этом руководители секты отчаянно стремятся придать своим «трудам» видимость наукообразия и не религиозности, постоянно заявляя о сугубо прикладном характере пропагандируемых упражнений и приемов вне зависимости от вероисповедания и социально-культурного уровня. 

Мы поставили перед собой задачу, — пишут создатели школы, — создать на базе основных методик целую систему навыков и знаний, лишенную мистики и ненужного усложнения, применимых любым нашим соотечественником. Слишком много ненужной мистики, зауми и просто обмана скопилось в области биоэнергетических наук — пора это прекращать[6].

Система навыков ДЭИР — исключительно практическая система, ориентированная на социальную и личную успешность каждого человека[7].

Таким образом, если ДЭИР заявляет о том, что не предлагает никакой идеологии, это значит, что ДЭИР не предлагает никаких религиозно-философских взглядов, не навязывает, выражаясь языком Верищагина и Титова, «мнения о том, что хорошо, а что плохо», а также никак не оценивает существующую социальную реальность. Но соответствует ли это действительности?

В чем смысл жизни человека согласно набору псевдовероучительных «истин» этой организации? В отличие от христианства, определяющего смысл жизни человека в богопознании и богообщении, авторы школы ДЭИР понимают смысл жизни человека как безграничное, никем не контролируемое удовлетворение его собственных желаний: 

Смысл жизни человека (я это подчеркиваю — именно человека, пока он в своем теле, а не перешел в новую жизнь) в том, чтобы выполнять свои истинные желания, действуя активно и получая положительные эмоции, радость и удовлетворение от своих действий»[8].

Мы с вами хозяева самим себе и своей жизни. Никто не может заставить нас свернуть с нашего пути, никто не может подчинить нас себе. Мы выполняем те задачи, которые нам диктует наша сущность, — свои истинные задачи, мы делаем то, что нам действительно нужно, мы живем в соответствии со своими истинными желаниями и получаем удовольствие от каждого мига, когда мы реализуем свои истинные желания, когда мы действуем, когда достигаем цели. Это и есть то счастье, к которому подсознательно стремится, но которое никак не может осознать, а тем более достичь, большинство современных людей[9].

Главная цель, которую ДЭИР ставит перед своими последователями, это освобождение ее членов от власти энергоинформационных паразитов: «Вы станете свободными от влияния великих энергетических паразитов, правящих остальными людьми и толкающими их на самоубийственные поступки»[10].

В ДЭИР развивают сверхъестественные способности, очищают сознание и душу: «Теперь пришло время представить свою жизнь более конкретно: научиться ее продлевать, корректировать прошлое, выстраивать будущее»[11]; «Ясновидение, телепатия, а возможно, даже телекинез и телепортация станут для нового, рождающегося сегодня человека такой же обыденной реальностью, как сейчас телефон, телевизор и компьютер»[12], «…мы уже очистили сознание и душу, подключив их к чистым источникам земной и космической энергии»[13]; «Теперь вы умеете путешествовать во времени»[14].

Помимо того, «ДЭИР помогает человеку выжить»[15] и поднимает людей на новую ступень «эволюции». ДЭИР помогает в восприятии энергоинформационного поля:

…мы вынуждены заново учиться воспринимать энергоинформационное поле, потому что весь наш физический, материальный мир — культура и то общество, к которому нас приучают с рождения взрослые, — предпочитает не видеть этого поля, ничего не знать о его существовании, закрывать на него глаза[16].

ДЭИР помогает познать человеку его энергетическую структуру: «чтобы нам научиться свободно жить в этом сложном мире, нам необходимо познать себя. А познание себя немыслимо без понимания собственной энергетической структуры»[17]. С помощью ДЭИР можно почистить свою карму и овладеть знанием собственной судьбы:

Помните! Удалить карму под силу абсолютно любому человеку! Тут нет ничего непреодолимого. Если вы даже сейчас начинаете с нуля и еще не знакомы ни с одной из ступеней ДЭИР, это означает лишь то, что вам потребуется несколько больше времени и несколько больше усилий, чем остальным. Но цель достижима в любом случае! Это многократно проверено на практике. Нерешаемых кармических ситуаций не бывает[18].

Вы действительно получили ключи от своей судьбы и своей жизни — ключи, которые у вас никто не отнимет»[19].

Важной характерной чертой ДЭИР является внушение своим последователям очень лестных для них идей под эгидой благородного величия:

…вы в отличие от других людей, более развиты, будем надеяться, предусмотрительны, дальновидны, вы не преследуете мелких целей, и все ваши намерения руководствуются благими намерениями. Просто помните о собственной силе и поступайте по совести… если вы не дадите паразитической среде разрастаться (имеется в виду социум), то ваши действия принесут окружающим только благо. Разумеется, благодарности вы не дождетесь…[20]

Как видим, ДЭИР «мелких» целей не преследует и действует «по совести», дэировцы готовы принести окружающим «благо», вот только о желании самих окружающих быть облагодетельствованными дэировцами последние почему-то забывают осведомиться. Интересно отметить, что освобождение от социума в ДЭИР понимают своеобразно: не как уход из социальной жизни и отказ от использования благ социума, а с точностью до наоборот: ДЭИР нацеливает своих адептов на стремление получать еще больше благ, манипулируя окружающими людьми: «Направляя свою энергию энергоинформационному полю и своей энергоинформационной сущности, задавая себе программу на получение денег, мы действительно получаем и деньги, и хорошую работу, и крепкую семью, и надежный дом — словом, все то, что нам нужно в жизни»[21].

В ДЭИР есть такие практики как создание «помощников в продажах»[22], «помощники в карьере»[23], это как бы тонкие сущности, которые из «энергоинформационного мира» помогают своим создателям. Показателен следующий пример с созданием одного из таких «энергоинформационного существа» — «Защитника»: «Основная задача Защитников — это выявление источников агрессии и их целенаправленное уничтожение. В целях ликвидации агрессора Защитники активно вторгаются в его сознание и эфирные структуры… Это почище, чем добродушный домовой!»[24] Кроме того, ДЭИР обучает манипуляциям людьми, например, методу привлечения внимания противоположного пола[25], методу расположения нужного дэировцу человека к себе[26], учит слушать чужие мысли: «Вы научились слушать мысли и непосредственно вмешиваться в сознание оппонента»[27], отбирать у людей жизненные силы:

Вариант жесткого энергетического воздействия подразумевает элементарный отбор энергии у вашего противника. Этот способ используется для того, чтобы вызвать в нем смятение чувств, беспокойство, сбить его с толку. Прием особенно эффективен, когда нужно блокировать какое — либо действие на глазах у большого количества зрителей[28].

Все это не оставляет сомнений в абсолютном «бескорыстии» и «альтруизме» дэировцев. Что же касается вопроса о самой технологии этих методов воздействия, то здесь предоставим слово самим создателям ДЭИР:

Наши методы воздействия на других — это непосредственный прорыв от сознания к сознанию…. Как? Только при помощи своего разума, направив мысленные потоки окружающих людей в нужное, правильное, неагрессивное, созидательное русло…. Нашу установку на созидание, на прогресс, на эволюцию мы попросту распространяем на других людей, мы, таким образом, инициируем их рост, развитие, эволюцию!…. Смысл такого воздействия в том, чтобы перейти на новый, более глубокий и эффективный уровень общения. При этом, неся в мозг другого человека созидательные программы, мы вовсе не насилуем его волю. Ведь нас и в нашей обыденной жизни буквально окружает программирование[29].

Интересная логика: человеку навязывается чужая воля, но насилием это не считается. И тут же приводится оправдание — ведь в мире так много манипуляции. Приведем пример одной из таких манипуляционных технологий секты. Методист школы Г.А.Кондаков в учебном курсе «Влияние» рекомендует последователям Титова и Верищагина такой способ решения возникающих жизненных проблемных ситуаций:

Если нужно скрыться, например, перед людьми, которые нам не нравятся или правоохранительными органами, то уменьшите эфирное тело. Если же Вы хотите казаться больше, чем Вы есть, например, перед Вашим начальником, то перед входом в его кабинет увеличьте своё эфирное тело, тогда Вы произведете благоприятное впечатление и повышение Вам гарантировано[30].

Разве эта «техника» не пример манипуляции над обществом?

УЧЕНИЕ

Бог: ДЭИР понимает Бога в пантеистических категориях. Верищагин учит, что Бог есть душа Мира: «Мы видим Вселенную — тело мира. Мы чувствуем бескрайнюю таинственную мощь, живущую в этом теле, — душу Мира. Мы готовы протянуть свои руки к ней — вечной и непостижимой душе Мира»[31]. Бог — это сознание Мира: «Наш мир — это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания — Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством нитей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего сознания Вселенной»[32]. Сознание Бога находится вокруг нас: «Высшее сознание — вокруг нас»[33]; «все мироздание — живое. Оно наделено сознанием. Мировые Течения тоже наделены сознанием»[34]; «Весь мир это энергия»[35]. Согласно учению ДЭИР, Бог имеет начало, Он может развиваться, Бог — это мир: «Если представить себе момент так называемого Большого Взрыва, создавшего нашу Вселенную. Мир… одновременно есть Бог, развивается и усложняет свое сознание…»[36]. Бога познать нельзя: «Никогда человеку не познать Бога — смыслы, которые содержит в себе всемирное сознание, сопровождающее процессы движения Вселенной, навсегда останутся для нас непостижимыми,…человек всегда будет меньше мира, всегда останется его частью и никогда не постигнет сознание Бога, частью которого он является»[37].

Каковы же способы взаимодействия с Богом человека?

…каким образом мы взаимодействуем с сознанием мира, с Богом?... Мы в ходе нашей деятельности, а особенно — в ходе нашего мышления… вносим в мир новые смыслы. Вносим их непосредственно в упорядоченности, составляющие основу сознания Бога. Каждый раз, срывая былинку или сажая дерево, мы добавляем в сознание Бога новое ощущение двумя способами — чувствуя и понимая само действие… и внося изменение непосредственно в упорядоченность мира, а стало быть, в его сознание…. То есть человек создает новое во всемирном сознании, по меньшей мере, двумя способами — чувствуя сам и физически воздействуя на мир. Но есть еще два способа!... это воздействие через коллективный разум человечества. Другой — непосредственное воздействие мыслью[38].

«Сегодня все и больше людей независимо от возраста, национальности и цвета кожи идут к эзотерическому знанию»[39], — утверждают Верещагин и Титов. И далее:

То, что на протяжении веков называлось магией на самом деле и есть средства воздействия на окружающий мир. Люди издавна изобретали магические ритуалы. Они применяли и другие способы. А что такое, по-вашему, молитва, как не средство воздействовать на окружающий мир? А есть еще и другие, тоже, кстати, известные исстари, хоть и назывались по-другому, средства — например, методики визуализации. Когда с помощью определенной процедуры человек программирует грядущее событие, наглядно и эмоционально представляя его себе так, как будто событие уже произошло. И при выполнении некоторых условий это событие непременно материализуется[40].

«Воздействуя своим сознанием на энергию, являющуюся первоосновой мира, мы можем менять и собственно окружающий мир, подталкивая его в нужном направлении! Для этого надо только перевести свою собственную энергию в нужное русло — перестать отдавать ее социуму и начать направлять ее энергоинформационному полю»[41]. Но все это значит только одно: человек может изменять сознание Бога, влияя на него так, как ему заблагорассудится: «Мы, — утверждают создатели школы ДЭИР, — получили доступ к тем рычагам, которые держат в руках высшие сущности — и сам Бог в том числе[42].

Следствием такого пантеистического взгляда на мир является то, что, приверженцами данной точки зрения решительно отрицается «существование чего-нибудь сверхъестественного в мире… Явления, которые зовутся сверхъестественными, просто еще не поддаются объяснению, но таковых много и в области чисто материальной»[43]. Фактически в рамках такого понимания Бога и мира, Сам Бог не нужен, так как человек постигает мир «постоянством своих независимых усилий»[44].

Зло: Одной из серьезных проблем «дэировского» пантеистического понимания Бога является относительность его нравственных принципов. Если все есть Бог и ничего нет вне Бога, значит, и зло является частным случаем проявления добра, просто не осознаваемом еще нами как добро. Отсюда логически следует идея, что зло необходимо и естественно, что оно есть лишь несовершенство. То, что мы считаем сейчас добром, на более высоком уровне нашего духовного развития может восприниматься нами как зло, и, наоборот, что не может быть принято, т. к. это приводит к абсурду.

Наконец, пантеизм, принимаемый создателями школы ДЭИР в качестве исходной философско–религиозной системы мировоззрения, отрицает свободу воли человека. Он не дает основания для живых личных отношений человека с Богом, поэтому, религия как таковая, в нем по существу становится невозможной. Относительно философской несостоятельности пантеизма справедливо выразился философ Л. М. Лопатин: «Для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него останется только имя»[45]. Что, фактически и происходит на страницах книг Верищагина и Титова.

Человек: Согласно учению ДЭИР, первоосновой жизни является «… единое энергоинформационное поле Вселенной. Сознание каждого человека — лишь частичка этого единого энергоинформационного поля»[46]. Понимая мир пантеистически, создатели школы ДЭИР утверждают, что природа Бога и человека тождественны: «Человек имеет ту же самую природу, что и Бог…»[47]. Более того, как пишет Верищагин: «Наш мир обладает сознанием, которое мы называем Богом. Человек — логический продукт тех же закономерностей, что и Бог, часть Бога…»[48]. Человек — часть Бога! При этом, «…мысли человека,… как мы знаем,… являются мыслями Бога…»[49]. При этом истинная сущность человека «…не принадлежит к плотному, материальному миру, в котором живет наше физическое тело»[50]. Физический мир «…является лишь временным этапом, который надлежит пройти каждому, но от которого невозможно ждать настоящего полного счастья и в котором нельзя обрести истинный смысл жизни»[51]. Истинная же эволюция человека и человечества «…лежит в так называемом тонком мире, в мире энергоинформационном»[52]. Что происходит с человеком, который не принимает и не понимает теории «энергоинформационного поля»? «…Тот, кто этого не понимает, попадает в капканы социума…»[53].

Интересно, что мотивы человеческих поступков лежат не в области свободной воли, а зависят от энергетической подпитки человека:

…от правильной энергетической подпитки зависят как побуждения человека, так и способность его тратить энергию на себя — на поддержание своего тела в здоровом состоянии. Если же человек не получает вовремя нормальной, правильной энергетической подпитки, то он теряет весь свой энергетический потенциал, таким образом обрекая себя на болезнь и страдание[54].

Не чурается ДЭИР и оккультной теории тонких тел:

Кроме плотного физического тела, у человека есть еще целый ряд тонких тел — невидимых обычным глазом энергоинформационных структур, ощутимых, прежде всего, нашим сознанием, которые и составляют в совокупности энергоинформационную сущность человека. Каждому из этих тел соответствует определенный уровень, или слой, энергоинформационного поля, и каждое последующее тело является более тонкой структурой по отношению к предыдущему[55].

Но, несмотря на то, что ДЭИР разделяет оккультную теорию тонких тел, это почему-то не мешает Верищагину отзываться об этой теории самым нелестным образом:

Дело в том, что популярная литература современности приписывает человеку несметное количество различных «тел». Многие наши читатели, конечно, знают об этом — хотя в нашем пособии данную терминологию мы будем употреблять впервые. Итак, человеку приписываются, кроме физического, следующие тела: эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное, атманическое, брахманическое. Откуда эти термины? …А появились они лишь в воображении тех популяризаторов, которые намеренно усложняют истину только по той причине, что сами ее толком не знают. Не знаешь истины — говори туманно и запутанно. Не можешь ничего объяснить — придумай новый термин. Вот нехитрые законы «творчества» всевозможных шарлатанов. Эта система «тонких тел» человека является искусственной, потому что никакой реальности она не отображает. Это — псевдоинформация[56].

Задачи человека: Идея освобождения от социума является ведущей в учении ДЭИР, в ее основу положено стремление избавиться от так называемых энергоинформационных паразитов. В оккультизме есть учение о так называемых «эгрегорах», которое созвучно дэировскому учению об энергоинформационных паразитах. Что представляют собой эти паразиты? «Это одушевленная энергетическая структура, порожденная скоплением людей, которая начинает использовать человека в своих, только ей ведомых целях… Энергоинформационный паразит вышибает из людей энергию, требующуюся для собственного существования»[57].

Несмотря на то, что термин «эгрегор» позаимствован Верищагиным из оккультизма, у него есть и собственное определение этого понятия: «… эгрегоры, они же коллективное бессознательное, … влияние коллективного бессознательного — единое для всех. Оно не зависит от личного опыта. Оно лишает людей индивидуальности. А лишение индивидуальности — это и есть зомбирование»[58]. Как видим, эгрегор, или «коллективное бессознательное», — это сила, которая «зомбирует» людей. Интересно, что в другом месте той же книги Верищагин пишет: «Бог — нечто стоящее вне человеческой природы. Коллективное бессознательное — то, что целиком и полностью порождено людьми.

Коллективное бессознательное — это не что иное, как сумма всех представлений об окружающем мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования»[59]. Следует ли это понимать в том смысле, что Бог — это энергоинформационный паразит, с которым борется ДЭИР? Или, может быть, создатель ДЭИР сам запутался в своих постулатах? Очевидно одно — логическая непоследовательность на лицо.

Что еще мы можем узнать из учения ДЭИР об энергоинформационных паразитах?

…когда нам «помогают» энергоинформационные паразиты, воздействие осуществляется через людей. Они нас агитируют, уговаривают поступить именно так, а не иначе. А мы колеблемся, сомневаемся, испытываем чувство вины…. И если глушим в себе эти ощущения, то становимся жертвой энергоинформационного паразита. …Итак, энергоинформационные паразиты всячески стараются навязать нам свою волю, влияя на нас единственно возможным для них способом — через людей. Именно через людей они манипулируют нашим сознанием…[60].

Одну из главных задач ДЭИР видит в освобождении от этих, так называемых энергоинформационных паразитов, а значит, и в освобождении от влияния социума, так как он весь находится под их властью: «Эволюция породила иллюзию свободы, упрятав от сознания человека движущие им мотивы».[195] «Истинный путь к свободе — это освобождение от энергоинформационных паразитов, выход из-под их влияния…»[61]; «Истинная свобода — это свобода духа, свобода мыслей и поступков. Человек, овладевший этой свободой, идет в жизни своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает только то, что нужно именно ему, а не то, чего от него ждут окружающие»[62]; «…раньше вы находились под воздействием энергоинформационных паразитов, а теперь, (став членом ДЭИР.), установили у себя защитную энергетическую оболочку, непроницаемую для них»[63]; «Система ДЭИР позволяет противостоять социуму и одновременно получать от него максимум пользы»[64].

С выводом о том, что теория тонких тел является псевдоинформацией, можно согласиться. Правда неясно: если теория тонких тел есть псевдоинформация, зачем же сам Верищагин ее использует и зачем применяет терминологию, с помощью которой псевдоинформация передается?

Мораль и нравственность: В ДЭИР отвергается необходимость существования нравственного идеала, считается, что его наличие ведет к появлению чувства вины у человека. Отрицание необходимости существования нравственного идеала приводит последователей ДЭИР к нравственному субъективизму. Объективная нравственность заменяется субъективной нравственностью секты. Поведение человека определяется его нравственными установками, которые, в свою очередь, проистекают из ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Отсутствие абсолютных нравственных критериев, когда в качестве единственного критерия морали остается субъективная оправданность собственных действий, ведет к беспределу вседозволенности и безнравственности: «Ваши нормы морали, — пишет Верищагин, — это только ваше достояние, созданное только вашей душой и Богом в ней. Поступайте так, как считаете нужным и никого не слушайте. Никто не имеет права вас судить»[65].

Помимо того, ДЭИР отвергает мораль на том основании, что «мораль — важнейший рычаг манипулирования людьми…»[66]. Титов считает, что с помощью манипуляции моральными ценностями власть имеющие держат под контролем население своих стран: «вот почему любая власть в любой религии в первую очередь пытается отыскать морально-этическую сторону — даже если изначально никакой морали там не было и в помине…»[67].

Посмертное существование: Существующее в ДЭИР учение о душе своеобразно. С точки зрения дэировцев,

…душа — это матрица, это кристалл, который растет на протяжении всей жизни человека. Сама по себе она ничего не сознает, потому что является только схемой, голографической структурой, вобравшей в себя все закономерности когда-то существовавших личностей. Она просто пребывает в беспамятстве после гибели физического тела, от рождения до рождения[68].

Душа – это именно то, что не умирает после смерти физического тела, потому что она только проявляется в телах и может быть воплощена в теле ином[69].

Как видим, душа представляет собой матрицу, записывающую реинкарнационный опыт прошлых жизней, душа сама по себе бессознательна и способна к росту. Понимая мир пантеистически, авторы школы ДЭИР мыслят душу частью «мировой Души», которая, по их мнению, и есть Бог: «Именно душа помогает человеку ощутить существование Бога, понять высшие законы мироустройства, почувствовать упорядоченность, гармонию и одушевленность окружающего мира»[70].

ДЭИР верит и в карму: «наиболее приемлемым на данный момент является такое определение кармы: это реализация ложных относительно истинных желаний человека стремлений, отпечатавшихся в структурах сознания»[71]. С таким определением кармы в частности, как и с приемлемостью и истинностью этого понятия, проникшего в сознание современного общества через восточные культы, вообще, христианство совершенно не может согласиться по следующим причинам.

ДЭИР верит и в реинкарнацию: «…душа позволяет человеку проходить процесс реинкарнации»[72]. Причем, авторы утверждают, что «помнить» о своих прошлых «жизнях» могут не все люди, а только избранные:

Почему большинство людей не помнят ни прошлых жизней, ни прошлых смертей? Потому что только развитые, сильные, наделенные сознанием души сохраняют осознание себя и память о прошлом даже после смерти. Только души, наделенные осознанием, не впадают в беспамятство никогда – они осознанно, в здравом уме и трезвой памяти идут через жизни и через смерти, ничего не забывая и каждый миг, делая осознанный выбор своего будущего[73].

Откуда же люди знают о прошлых перевоплощениях? Все благодаря неким «высокоавторитетным» личностям: «…Благодаря контактерам, медиумам, выдающимся людям, помнящим свои инкарнации, и исследованиям ученых известно, что многие истинно духовные личности сами выбирают — остаться им после смерти свободными энергетическими сущностями или вновь воплотиться на земле в следующей инкарнации…»[74].

ПРАКТИКА

Основным принципом развития ДЭИР как организации является поэтапное привлечение новых членов. Вся система организованна таким образом, чтобы попавший в нее человек последовательно прошел по всем ее уровням, оставляя как можно большее количество денег на каждом этапе. Схематично это выглядит так:

  • Покупка книг.
  • Прохождение ступеней.
  • Авторские курсы.
  • Посещение клуба.
  • Обучение преподаванию.
  • Повышение «квалификации».

Слушателю любой ступени необходимо: «Предоставлять контактные телефоны для последующего извещения о начале очередной ступени. Проходить обязательное анкетирование. Строго соблюдать и следовать полученным на занятиях инструкциям. Расписываться в платежной ведомости по факту оплаты»[75].

В учении ДЭИР особо привлекает внимание публики название третьей ступени — «Программировать других» (около 80% будущих дэировцев впервые покупают именно 3-ю книгу, в которой их постоянно отсылают к первым двум). 4-я книга — «Бессмертие» — появилась много позже первых 3-х, ее тема «попала в яблочко» — только тема загробной жизни могла привлечь уже прошедших предыдущие уровни. Когда дэировцы констатируют, что глобально в их жизни ничего не поменялось, им подсовывают идею кармы под названием «Мировые течения и открытые/закрытые пути». Дальнейшие действия им предстоит совершать, гадая по спичке: задается вопрос на «да/нет» и в зависимости от того, куда изогнется горящая спичка, принимается решение. Называется такое гадание «бинарной тест-системой». 4-я книга невразумительно анонсирует 5-ю (в очередной раз, «заключительную»), которая, в свою очередь, оказывается только первой частью 5-й ступени и т. д.

Одни только финансовые нарушения в ДЭИР, несомненно, представляют интерес для соответствующих служб. При записи на «ступени» (цикл занятий из 2-4 дней по 3 часа ежедневно) и прочие занятия в некоторых филиалах школы отсутствует кассовый аппарат (ведется только внутренний учет записавшихся), причем все сборы проходят, по словам организаторов, именно как оплата, а даже не как «добровольное» пожертвование. Хотя, на самом деле, при записи на ступень «новообращенными» ставится подпись в разграфленной тетради, которую потом можно использовать как угодно. Соответственно пострадавшие от деятельности школы ДЭИР не могут потребовать возврата денег (деньги не возвращаются даже через минуту после того, как «неофит» отдал их), хотя люди именно покупают право на посещение (для прохода на занятия выдается обычная бумажка с номером ступени, на последнее занятие пропускают, только предварительно отобрав эту бумажку). В последний день, правда, выдается «диплом» — цветной листок с фамилией и перечислением «открывшихся» способностей, но такой документ не имеет никакой юридической силы, хотя на нем и прилеплена миниатюрная голограмма с логотипом ДЭИР. Также без лицензии на право торговли (и, разумеется, опять без кассы) в местах проведения занятий продается большое количество вспомогательной литературы (книги, методические указания) по цене, многократно превышающей среднерыночную. У администрации можно приобрести дорогой амулет: «объект связи с энергоинформационным ресурсом» школы ДЭИР (кусок пластика), который «бесплатно» раздается в начале обучения и имеет свойство легко разламываться на части — причем для продолжения занятий требуется новый (соответственно, далеко не бесплатно). Помещения под занятия могут арендоваться без заключения договора аренды, а телефоны представительств (коммерческой организации!) почти всегда являются домашними. На вопросы о чеках, аренде и т. п. представители школы ДЭИР отвечают уклончиво, ссылаясь на сложную экономическую обстановку, иногда прямо заявляя о неуплате соответствующих налогов, о необходимости в скромной (!) оплате услуг «преподавателей» (т. е. зарплата выдается из «черной кассы») и т. д.

Предположим, человек поверил обещаниям Верищагина и Титова и вступил в ДЭИР. Что ждет его дальше?

…вы получили знания, опыт и навыки первой ступени системы ДЭИР. Ваши отношения с окружающим миром изменились? Как именно они изменились? Объективно к лучшем. Но вы пока этих улучшений не замечаете. Вам пока, может быть, даже кажется, что эти изменения — не к лучшему… несмотря ни на что, вы должны быть уверены в своей правоте[76].

Интересная логика: отношения с окружающим миром «изменились объективно к лучшему», но человек этого не замечает. Какой же вывод он должен из этого делать? Как известно, в сектах есть один лукавый принцип, который звучит так: секта всегда права, если что-то не получается, значит, проблема не в секте, а в самом человеке. Как видим, в ДЭИР учат, что, несмотря на то, что человек не видит изменений к лучшему, он все равно должен быть уверен в своей правоте, точнее будет сказать, в правоте секты. А как же призыв к доверию своим чувствам, или же, если чувства противоречат идеологическим установкам ДЭИР, то им доверять не стоит? Более того, Верищагин пишет: «Если вы сейчас в некоторой растерянности и смятении духа – поздравляю: вы идете верным путем»[77]. Симптоматичное заявление: если вам хуже, следовательно, вы на верном пути Дальнейшего Энерго Информационного Развития! Интересно, что последует, если человек, став членом ДЭИР, попадет в психиатрическую больницу: может быть, учителя этой секты будут его поздравлять с новыми духовными достижениями?

ДРУГИЕ УЧЕНИЯ

  • При всех претензиях ДЭИР на научность, философия познания, которую исповедуют методисты Школы, совершенно антинаучна. Их метод называется «эмоциональной теорией истинности», и его основной тезис звучит так: «Истина — это то, что я чувствую»[78].
  • ДЭИР негативно относится к традиционной медицине: «Желая вылечиться, надо отдавать свою энергию энергоинформационному полю, а не врачам и поликлиникам, которые, скорее всего, ничего не дадут взамен»[79].
  • К традиционным религиям ДЭИР проявляет двойственное отношение. С одной стороны, руководители секты признают за традиционными религиями некоторую истинность: «Даже в таком искажённом восприятии реальности, которое отражено в религиях… есть зёрна истины»[80]. С другой, они отождествляют их с эгрегорами, что на сектантском языке обозначает энергоинформационные структуры, зомбирующие людей: «Любая церковь — очень мощная энергоинформационная структура эгрегориальной природы»[81].
  • Навыки, приобретаемые на практических занятиях в Школе ДЭИР, носят оккультный характер: «Контроль над эфирным телом, тактильное восприятие биополя, зрительное восприятие ауры»[82].

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

  1. Человек нуждается в избавлении не от «энергоинформационных паразитов», а от греха (Рим. 5:12; 1 Ин. 3:8).
  2. Бог не есть все, и все не есть Бог. Все сущее сотворено Богом и отлично от Него (Быт. 1:1; Ис. 44:24; Ин. 1: 2-3; Кол. 1:16).
  3. Человек не воплощается на земле повторно, но однажды умирает и приходит на суд (Евр. 9:27).
  4. Зло не является неотъемлемой частью тварного мира. В Боге нет зла, и Он его не творил. Зло пришло в мир в результате грехопадения.
  5. Нравственный идеал для человека необходим. Идеал безграничного нравственного совершенства заповедал Сам Господь Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
  6. Молитва — это диалог с Богом, а не метод манипуляции миром (Пс.140:2; Пр.15:8; Мф. 5:44, 6:9; Иак. 5:16).   


[1] Юлия Холодова. Зловещее обаяние ДЭИР «Парламентская газета» №218 (849) от 20 ноября 2001 г. С. 18.

[2] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С.10-14.

[3] Там же. С.14.

[4] Цит. по: Голос православия. ДЭИР — cекта неудачников. Днепропетровский Центр помощи жертвам деструктивных сект «Диалог».

[5] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 70.

[6] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 116.

[7] Титов К., Кондаков Г. Чакральные коммуникации. СПб.: Афина, 2007.  С. 14.

[8] Верищагин Д. С. Становление. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 150.

[9] Там же. С 152.

[10] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 9.

[11] Титов К. , Андрющенко Н. Школа навыков ДЭИР. Семинары. Программа «Благосостояние». СПб.: Вектор, 2006. С. 41.

[12] Верищагин Д. С. Становление. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 412. 

[13] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 282.

[14] Титов К., Андрющенко Н. Школа навыков ДЭИР. Семинары. Программа «Благосостояние». СПб.: Вектор, 2006. С. 123.

[15] Верищагин Д.С. Становление: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 9.

[16] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 23.

[17] Верищагин Д. С. Календарь ДЭИР: полная программа на год. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 11. 

[18] Титов К., Андрющенко Н. Школа навыков ДЭИР. Семинары. Программа «Благосостояние». СПб.: Вектор, 2006. С. 87.

[19] Верищагин Д. С. Влияние. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 13.

[20] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 17. 

[21] Там же. С. 111. 

[22] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 115.

[23] Там же. С. 282.

[24] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга вторая. СПб.: Невский проспект, 2003. С. 40-41.

[25] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 282.

[26] Там же. С. 286.

[27] Верищагин Д. С. Влияние. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 183.

[28] Там же. С. 43.

[29] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 24. 

[30] Школа навыков ДЭИР. Влияние. Видеокурс. СПб., 2005.

[31] Верищагин Д. С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 43.

[32] Верищагин Д. С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 43.

[33] Там же. С. 11.

[34] Верищагин Д. С. Уверенность. Управлять судьбой. СПб.: Невский проспект, 2000. URL: www.deir.org/deir_book/   

[35] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 16. 

[36] Верищагин Д. С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 45.

[37] Там же. С. 46-47.

[38] Там же. С. 48.

[39] Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. М.: Паломник, 2000. С. 154.

[40] Там же. С. 156.

[41] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 17. 

[42] Верищагин Д. С. Влияние. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 7.

[43] Оккультизм и магия. М.: Клышников, Комаров и К. 1993. С. 29.

[44] Барле. Оккультизм. Л.: Прометей. 1991. С. 49.

[45] Лопатин Л. Положительные задачи философии. М.: 1911. Ч. 1. С. 277 – 278 / Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 61.

[46] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., 2005. С. 17.

[47] Верищагин Д. С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 46.

[48] Там же. С. 49.

[49] Там же. С. 42.

[50] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., 2005. С. 16.

[51] Там же.

[52] Там же. С. 25.

[53] Верищагин Д. С. Техника одушевления предметов. Книга первая. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 16-17. 

[54] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., 2005. С. 52-53.

[55] Верищагин Д. С. Влияние. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 34-35.

[56] Верищагин Д. С., Титов К. В. Терапия истинной кармы. СПб., 2005. С. 75.

[57] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 56.

[58] Верищагин Д. С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, второй этап, часть 2. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 33.

[59] Там же. С. 24-25.

[60] Верищагин Д. С. Уверенность: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 46.

[61] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 271-272.

[62] Верищагин Д.С. Становление: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 8.

[63] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 339-340.

[64] Кондаков Г. А., Ломанова Н. Г. Объект. 1-я ступень. Методические указания по использованию. СПб., 2002. С 1.

[65] Верищагин Д. С. Уверенность. Управлять судьбой. СПб.: Невский проспект, 2000. С 32.

[66] Верищагин Д. С. Титов К. Терапия истинной кармы. СПб.: Невский проспект, 2005. С 21.

[67] Там же.

[68] Верищагин Д. С. Зрелость. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 17.

[69] Верищагин Д. С. Влияние. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 38.

[70] Там же. С. 81.

[71] Титов К., Андрющенко Н. Школа навыков ДЭИР. Семинары. Программа «Благосостояние». СПб.: Вектор, 2006. С. 64.

[72] Верищагин Д. С. Влияние. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 81.

[73] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень. СПб.: Невский проспект, 2004. С. 288.

[74] Там же. С. 207-288.

[75] Правила прохождения слушателями занятий школы ДЭИР.

[76] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., 2005. С. 297-298.

[77] Верищагин Д. С. Календарь ДЭИР: полная программа на год. СПб.: Невский проспект, 2005. С. 56.

[78] Цит. по: Краткий путеводитель по мировым религиям. СПб.: Шандал, 2000. С. 269.

[79] Верищагин Д. С., Титов К. В. Полный учебный курс школы навыков ДЭИР. I и II ступень. СПб., 2005. С. 69.

[80] Верищагин Д. С., Титов К. В. Терапия истинной кармы. СПб., 2005. С. 98.

[81] Верищагин Д. С. Мудрость. Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития. V ступень, второй этап, часть 2. СПб., 2005. С. 13.

[82] Из диплома первой ступени Школы навыков ДЭИР.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru