Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Античный Мистический Орден Розы и Креста

Валерия Сорокина

НАЗВАНИЕ: Античный Мистический Орден Розы и Креста (Antiquus Mysticusque Ordo Rosæ Crucis) или А.М.О.Р.К 

ОСНОВАТЕЛЬ: Харви Спенсер Льюис (1883-1939) 

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ: Орденом управляет Верховная Великая Ложа, которой подчиняются Великие Ложи, или региональные юрисдикции А.М.О.Р.К. Штаб-квартира Великой Ложи расположена в г. Сан Хосе, штат Калифорния. Члены Верховной Великой Ложи, состоящей из Императора, Великих Мастеров и исполнительных директоров, проводят ежегодные заседания в г. Лашют, Канада. На региональном уровне члены Ордена образуют ложи, капитулы, пранаосы или атриумы в зависимости от количества участников. 

ЧИСЛЕННОСТЬ: А.М.О.Р.К. осуществляет свою деятельность в 87 странах и издает материалы на 20 языках. Количество членов Ордена точна неизвестно, но по заявлению организации в 1991 году она насчитывала 250 000 членов[1].

ИНТЕРНЕТ: www.amorc.org — Международный сайт А.М.О.Р.К., www.amorc.org.ru — Официальный сайт русскоязычной юрисдикции А.М.О.Р.К.  

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: Университет Розы-Креста (Rose-Croix University) в г. Сан Хосе, Калифорния 

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ: Журналы Rosicrucian Digest и Rosicrucian Forum (только для членов Ордена), The Rose+Croix Journal (ежегодный журнал на англ. яз.) — www.rosecroixjournal.org/home.html

РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ: Санкт-Петербургский Атриум русскоязычной юрисдикции А.М.О.Р.К. — http://amorc-spb.ru//, Пранаос Великого Света (Екатеринбург), Пранаос Освящения (Москва) 

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Вселенская Душа, Жизненная Сила, Мастерство Жизни, состояние Розы и Креста, эволюция души

 

ИСТОРИЯ

История организации «Античный Мистический Орден Розы и Креста» окутана мифами и легендами в соответствии с традициями розенкрейцеров: в ней есть место и египетским мистическим школам, и алхимикам Средневековья, и таинственному основателю Ордена Христиану Розенкрейцу, и трактату «Слава Братства» (Fama Fraternitatis), предположительно написанному в 1610 году, и даже американским переселенцам из Европы во главе с Великим Магистром Иоханнесом Кальпиусом. По официальной версии, «в 1801 году, в соответствии с установленными правилами, Орден в США вошел в период молчания»[2], сохраняя активность в Германии, Франции, России и на Востоке.

Основатель А.М.О.Р.К., Харви Льюс Спенсер, сообщил о своем посвящении в Орден Розы и Креста в 1909 году. Спенсер, обладавший немалой энергией и богатым воображением, вероятно, разработал легенду о встрече с могущественным иерофантом[3], обитающем в старом подземелье в Тулузе, под влиянием трактата Христиана Розенкрейца. После обучения оккультным наукам и инициации, иерофант якобы возложил на него ответственность за распространение Ордена Розы — «самой могущественной организации в мире» — в Северной Америке. По другой версии, Льюис, обладающий эзотерическим знанием, накопленным в течение прошлых жизней, собрал вместе членов американского «Общества изучения розенкрейцерства», посвященных во Франции в начале 1900-х годов. В 1905 году он стал Верховным Прелатом Ордена Розы.

Фактически «Нью-Йоркская ложа розенкрейцеров» начала действовать только в мае 1915 года; на ее собраниях Льюс поражал присутствующих огромными познаниями в области физики, химии, биологии и психологии. Для придания авторитета своему положению он демонстрировал французский документ, подтверждающий его избрание Верховным Прелатом Ордена в Северной Америке, а также бумаги, в которых говорилось, что история Ордена восходит к фараону Тутмосу III. Всемирным центром организации Льюис объявил Мемфис — столицу Древнего Египта (разрушенную во второй половине 1-го тысячелетия н. э.). Однако в тот же период ходил другой документ, сообщающий об обители Верховного главы Ордена в Тибете.

Скандал 1918 года вокруг злоупотреблений денежными средствами, выделенных на строительство Храма розенкрейцеров, не повредил репутации Льюиса, и вскоре Верховный Прелат вновь напомнил членам Ордена о своем статусе избранника. На этот раз он ему суждено было открыть братьям тайное место захоронения Христиана Розенкрейца. По словам Льюиса, ему довелось обнаружить нетленное тело основателя Ордена, перевезенное в конце XVII века на Тихоокеанское побережье США. Затем Льюис переехал в Сан-Франциско, где основал Древнюю Церковь розенкрейцера и провозгласил себя ее епископом. В новой церкви служили розенкрейцеровскую литургию, рукополагали священников, установили собственный радиопередатчик и открыли университет.

Тяга к званиям и почестям заставляла Льюиса присваивать себе все новые титулы: он объявил себя Императором Северной Америки, затем Прославленным Рыцарем (Тамплиером) Ордена Кадоша и Сотоварищем Святого Грааля (что соответствовало шестому уровню посвящения в европейском Ордене Восточных Тамплиеров или Ордене Храма Востока) и, наконец, Императором (Царем[4]) А.М.О.Р.К. всего мира» с центром в Сан-Хосе, Калифорния. Он также легко присваивал чужие идеи: например, эмблему розы и креста Льюс позаимствовал из журнала «Равноденствие» (The Equinox) Алистера Кроули, руководителя британской ветви Ордена Восточных Тамплиеров, а несколько глав книги «Мистическая жизнь Иисуса» — из «Евангелия Иисуса Христа эпохи Водолея» Леви X. Доулинга.

В 1930-е годы Льюис решил обратиться к истокам движения розенкрейцеров в Европе и создал новый вариант трактата «Слава Братства», в котором еще раз подтвердил преемственность традиций розенкрейцеров. Одним из последних проектов Льюса было создание лабораторий в калифорнийском Парке Розенкрейцеров для реализации утопических идей Френсиса Бэкона, изложенных им в трактате «Новая Атлантида»: «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей; и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным»[5]. Посетив Египет и несколько европейских стран, Льюис скончался в 1939 году[6].

После смерти Льюиса титул Императора перешел к его сыну Ральфу (1904-1987), затем к Гари Л. Стюарту, которого вскоре сместили с поста главы Ордена за присвоение 3,5 млн. долларов. Стюарта сменил действующий Император Кристиан Бернард.

УЧЕНИЕ И ПРАКТИКА

Орден Розы и Креста А.М.О.Р.К. заявляет, что «не является ни сектой, ни религией, ни социально-политическим движением»[7], и готов принять в свои ряды людей, принадлежащих к различным вероисповеданиям и социальным слоям. Однако ознакомившись с «Кредо розенкрейцера» и «Онтологией розенкрейцеров», нетрудно понять, что учение Ордена Розы и Креста религиозно по своему содержанию и выстроено в духе западной эзотерической традиции, теософии и философии Новой Эры:

Развитие человечества определённым образом связано с временными отрезками — зодиакальными Эрами, длящимися около 2160 лет каждая. Например, предшествующая Эра называлась Эрой Рыб. Начало ей было положено Учителем Иисусом… Ныне мы вступаем в Эру Водолея. Впервые в истории человеческой цивилизации эта эра воплотит идеал мира и знания[8].

Бог и творение: учение А.М.О.Р.К. строится на пантеистическом понимании мироздания. Согласно «Онтологии розенкрейцеров», Вселенную оживил безличностный Творец, или Вселенский Разум, — «всеведущая, вездесущая и всемогущая Энергия»[9]. Творение пронизано Вселенской Душой, эманацией Высшего Разума, цель которой состоит в возвращении назад к Богу. Материя, движимая энергией (или Духом) в форме вибраций, — это всего лишь носитель опыта, «непреложное условие» для её эволюционного восхождения к истоку. Таким  образом, «материальный мир, и живые творения не имеют иного назначения, как содействовать эволюции Вселенской Души и её конечному соединению с Богом»[10]. Жизнь на земле имеет космическое происхождение и «представляет собой планетарное проявление универсальной энергии — Жизненной Силы»[11].

Человек: учение розенкрейцеров не способно объяснить присутствие зла в этом мире. С точки зрения Ордена, зло не принадлежит к законам, установленным Богом в момент творения, однако оно проявляется в человеке, принося горе и страдания. Доктрине о грехопадении человека и его последствиях нет места в учении А.М.О.Р.К.: проблема человека заключена лишь в его противопоставлении себя добру, а также в невежестве, от которого необходимо освободиться[12]. Напротив, душа человека (как проявление «Вселенской Души») безупречна в потенциале и стремится к конечному совершенству (к слиянию с Божественной Душой)[13]. Человек проживает свою жизнь на Земле не для того, чтобы искупать свой “первородный грех”, а для того, чтобы пребывать в гармонии с божественными законами[14]. Цель закона кармы состоит не в наказании человека за ошибки, но в возможности дать ему осознать их, чтобы более не повторять.

Розенкрейцеры также полагают, что «человек — существо двойственное по своей природе и тройственное в своём проявлении»[15], то есть помимо души и физического тела он обладает промежуточным «психическим телом», служащим носителем Жизненной Силы. Именно благодаря центрам «психического» тела человек способен воспринимать экстрасенсорные явления, например, ауру и совершать астральные путешествия для «расширения поля сознания»[16].

Посмертное существование: согласно учению А.М.О.Р.К., после смерти душа человека возносится к уровню сознания, который соответствует степени ее духовного развития в конце очередного воплощения. Розенкрейцеры верят, что осознание божественное природы и эволюция души не могут быть достигнуты в течение одной жизни, поэтому человеку необходимо умирать и возрождаться столько раз, сколько нужно для того, чтобы стать совершенным. Процесс реинкарнации цикличен: между двумя последовательными воплощениями проходит 144 года. С душами, находящимися на космическом уровне, можно вступать в контакт и общаться с их сознанием (с помощью особой техники, доступной членам Ордена и якобы не имеющей ничего общего со спиритизмом) поскольку оно имеет вибрационную природу[17]

Спасение: человек не нуждается в спасении, так как в результате духовной эволюции душа во всей её чистоте воссоединяется с Вселенской Душой и осознанно пребывает в «Боге», сосуществуя с мировым Разумом[18]. «Кредо розенкрейцера гласит», что «Великие посвящённые видимого братства» А.М.О.Р.К. «представляют невидимых Учителей» и действуют на космическом уровне на благо всего человечества[19].  

Розенкрейцеры проповедуют прагматическое метафизическое учение, сходное с идеями движения «Новое Мышление». Они верят, что успех человека зависит о того, насколько он овладел «Мастерством Жизни» — способностью придать физическое выражение своему воображению или, другими словами, «осознать то, что верно направленная мысль способна управлять материей»[20]. Неофитиов обучают визуализации, т. е. методикам создания ментальных образов, реализуемых в жизни (например, здоровья, богатства и счастья). Обучение происходит на основе заочных курсов (задания высылаются по почте) и разбито на четыре секции, включающие в себя несколько уровней: секцию Претендентов, Неофитов, Посвященных и Просветленных[21]. Секция Посвященных, в свою очередь, состоит из девяти ступеней, называемых «ступенями Храма». На десятой, одиннадцатой и двенадцатой ступенях Храма ученики получают особые наставления в области эзотерики[22]. Завершение очередного этапа обучения дает право перехода на более высокий уровень.

БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД

Личностный Бог, отдельный от Своего творения: Бог связан с миром близкими отношениями, но Сам не является одним с миром. Бог сотворил Вселенную из ничего. Творение существует само по себе и не является ни Богом, ни Его частью. Писание говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В книге пророка Неемии мы читаем: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). Бог Писаний — Личность, а не безмолвный Абсолют или братство Посвященных, находящихся на высшей ступени эволюции и руководящих людьми. Апостол Павел говорит, что верующие имеют «ум Христов» (1 Кор. 2: 16) и призывает их возлагать все заботы на Бога, открывая в молитве пред Ним все желания и просьбы, которые Бог соблюдет во Христе Иисусе (Фил. 4: 6-7).

Воплощение и искупление, а не реинкарнация и карма: Иисус Христос сошел на землю, приняв человеческую плоть, чтобы явить миру Свою любовь и  милость. Он не просто Учитель или Великий Посвященный, владеющий тайными знаниями. Его воплощение означает, что Бог с нами. Мы не подчиняемся закону кармы — Бог дает прощение ради смерти Иисуса на голгофском кресте. Апостол Петр пишет: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…» (1 Пет. 3:18). С другой стороны, столь благодатный дар дается нам только в этой жизни. «...Положено человекам однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27). Человек не воплощается из одной личности в другую, восходя по ступеням эволюции, чтобы, в конце концов, раствориться в безличной божественности. Те, кто омыл и убелил свои одежды кровью Агнца, будут вечно пребывать в радости общения с Богом (Отк. 7:15-17). Как Иисус воскрес во плоти (Лк. 24:38-39; 1 Кор. 15:3-8), так и верующим в Него обещано воскресение из мертвых в нетленном теле (1 Кор. 15:42), а земле — искупление (Рим. 8:20-21).

Откровение: В своих посланиях Церкви апостол Иоанн упоминал о гностическом варианте откровения. Он разъяснял, что верующие, получив в момент обращения Святого Духа, уже не нуждаются в дополнительном особом знании вне христианской общины (1 Ин. 2:24-29) и обучении оккультным наукам (Втор. 18:9-14). Их «знание» основывалось на еврейских Писаниях, учении апостолов и наставлениях Духа Святого, Который приводил им на память слова Господа (Ин. 14:26)[23]. И сегодня верующие в Иисуса, подобно первым христианам, не нуждаются в эзотерическом знании, потому что  Он — окончательное откровение: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние сии дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). 



[1] Melton G. J. Encyclopedia of American Religions. Gale, 2003. P. 842.

[2] История Античного Мистического Ордена Розы и Креста. URL: www.amorc.org.ru/history.php

[3] Иерофант (греч. «знающий будущее») — старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах.  «Титул, дававшийся в храмах древности высшим адептам, которые были учителями и толкователями мистерий и посвятителями в заключительные великие мистерии. Иерофант олицетворял демиурга и разъяснял кандидатам на посвящение различные явления творения, которые производились для их наставления. Он был единственным толкователем эзотерических тайн и учений. Было запрещено даже произносить его имя в присутствии непосвященного. Он восседал в восточной стороне и в качестве символа власти носил на шее золотой шар. Его называли также мистагогом» (Блаватская Е. П. «Ключ к теософии. Словарь»). URL: http://ru.teopedia.org/lib/Блаватская_Е.П._-_Ключ_к_теософии,_Словарь#.D0.98

[4] Льюис использовал латинский термин Rex, означающий монарха в эпоху древнеримских царей (753-509 гг. до н.э.)

[5] Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М.: «Издательство Академии Наук СССР», 1954. С. 33.

[6] Hanegraaff W. J. (Ed.) Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. Brill, 2006. P. 691-692.

[8] Часто задаваемые вопросы. URL: www.amorc.org.ru/faq.php

[9] Онтология розенкрейцеров. URL: www.amorc.org.ru/ontology.php#z1

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Кредо розенкрейцера. URL: www.amorc.org.ru/kredo.php

[13] Часто задаваемые вопросы. URL: www.amorc.org.ru/faq.php

[14] Онтология розенкрейцеров. URL: www.amorc.org.ru/ontology.php#z1

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Кредо розенкрейцера. URL: www.amorc.org.ru/kredo.php

[20] Мастерство жизни. Основы учения розенкрейцеров. URL: www.amorc.org.ru/osnovy.php

[21] Там же.

[22] Ступени Храма Р + К. URL: www.amorc.org.ru/stupeny.php

[23] Bruce F. F. The Epistles of John. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1970. PP. 75-77.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru