Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Эммануил Сведенборг

Валерия Сорокина

Эммануил Сведенборг (1688-1772) — шведский ученый-естествоиспытатель, изобретатель, христианский мистик и ясновидящий. Явление Христа, общение с ангелами и опыт астральной проекции, начавшиеся в 1745 году, побудили его отказаться от карьеры ученого и посвятить себя исследованиям «потустороннего мира».

Тогда, в ту же ночь, мир духов, ад и рай открылись мне с полной уверенностью. Я узнал там много знакомых, встретившихся мне в жизни. И с этого дня я оставил всю свою мирскую практику и посвятил свой труд духовным вещам[1].  

Сведенборг сформулировал собственное учение о Боге, человеке, спасении, небесах и аде, т. е. принес новое откровение («Четыре доктрины», «Новый Иерусалим и его небесное учение», «Мудрость ангельская»). С помощью открывшегося духовного зрения мистик якобы беседовал с духами умерших людей и посещал другие планеты. Он вывел закон «соответствия», согласно которому бытие существует в двух планах: духовном и физическом, — причем физический является лишь отражением духовного. Философ Владимир Соловьев отмечал, что «Материи, как самостоятельного бытия, по Сведенборгу, вовсе не существует, а независимость материальных явлений от их духовных причин и целей есть лишь обманчивая видимость субъективного происхождения»[2]

Человек со здравым рассудком понимает, что не тело наше мыслит, не плоть и не вещество, а душа как существо духовное. Душа человека, о бессмертии которой столько писано, есть самый дух его. Он бессмертен во всей целости своей, он мыслит в теле нашем как начало духовное, приемлющее в себя одно духовное и живущее духовно, мыслью и волей. Вся умственная, рассудочная жизнь, проявляющаяся в теле, относится к духу, а не к телу[3].  

***

Словом, вся жизнь тела у человека зависит от соответствия пульса и дыхания в оном с пульсом и дыханием его духа, и когда соответствие это прекращается, то прекращается и жизнь тела, и дух отходит, и продолжает жизнь свою в Мире Духовном; и жизнь эта так бывает сходна с жизнью его в Мире Натуральном, что он не знает даже, что перестал там жить. Большая часть по прошествии двух дней по смерти тела бывает уже в Мире Духовном, ибо с некоторыми я говорил уже после двух дней[4].  

Сведенборг полагал, что человеку на протяжении жизни суждено пройти три ступени: на первой, натуральной ступени, человек предрасположен и к добру, и к злу; на второй, рациональной, он сознательно выбирает между добром и злом, а на третьей, духовной, он раскрывается или как добрый, или как злой дух[5].  Поэтому он отрицал христианское учение о физическом воскресении, полагая его излишним.

К этому должно добавить, что всякий человек по духу своему уже в телесной жизни своей находится в сообществе духов, хотя и не ведает этого. Через такое посредство добрый человек находится в обществе ангельском, а злой в обществе адском. В это же общество человек вступает после смерти, что и было много раз объяснено и доказано вновь туда пришедшим. Человек, покуда живет здесь, не появляется в духовном обществе своем, потому что мыслит по-природному[6]

Сведенборг также переосмыслил концепцию Троицы: он считал ее троебожием и заместил единого Бога в трех лицах тремя принципами — любовью (Отец), божественной мудростью (Сын), и Святым Духом (утешающей, вдохновляющей и освящающей энергией, действующей на благо человечества). Он также подчеркивал необходимость развития интуиции и воображения, противопоставляя их разуму. По его мнению, человек сам навлекает на себя болезни нечестивыми помыслами и желаниями, но ему доступна энергия, манипулируя которой, можно исцелять подобно Христу[7]

Откровение Сведенборга оказало большое влияние на Ральфа Уолдо Эмерсона и американскую философию трансцендентализма, формирование спиритуализма и метафизических концепций движения «Новое Мышление». В настоящее время идеи Сведенборга распространяет и развивает движение «Новая церковь» или «Церковь Нового Иерусалима», основанная в Англии в 1787 году.

 


[1] Sigstedt С. The Swedenborg Epic: The Life and Works of Emanuel Swedenborg. URL: http://www.swedenborgdigitallibrary.org/ES/epic24.htm

[2] Соловьев В. Сведенборг // Статья из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона. Т. 10. URL: www.vehi.net/brokgauz/index.html

[3] Сведенборг Э. О Небесах, Мире духов и аде. О Мире духов. 2. Всякий человек по внутренним началам своим — дух. URL: http://www.michaelglebov.ru/web/sw-hh.htm

[4] Сведенборг Э. Мудрость ангельская. О Божественной Любви и Мудрости. 5. О сотворении человека. URL: http://www.michaelglebov.ru/web/sw/wis12.htm

[5] Соловьев В. Сведенборг // Статья из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона. Т. 10. URL: www.vehi.net/brokgauz/index.html

[6] Сведенборг Э. О Небесах, Мире духов и аде. О Мире духов. 2. Всякий человек по внутренним началам своим — дух. URL: http://www.michaelglebov.ru/web/sw-hh.htm

[7] Melton J. G. (Ed.) Encyclopedia of Occult and Parapsychology. V. 2. Gale Group Inc., 2001. P. 1516.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru