Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

«Популярная духовность»: что стоит за фильмом «Тайна»?

Валерия Сорокина

«Альтернативная» или «новая духовность» — преемница философии движения Новой Эры. Расширив горизонты мировоззрения Новой Эры образца 1970-1980 годов, она стала феноменом массовой культуры. «Новая духовность» — это эклектичный набор идей, философия стиля жизни, где есть место как исцелениям у знахарей и реорганизации дома и офиса в соответствии с принципами феншуй, так и трансформации личности путем изменения состояния сознания. В прикладной сфере бизнеса, медицины, образования, спорта, экологии и психологии человека «новая духовность» постепенно формирует представление, что религиозная составляющая второстепенна и важен лишь поиск смысла существования, тайного знания и исцеления, а смысл жизни сводится к накоплению знаний и духовному развитию или самореализации.

Триумфальное шествие «Тайны»           

У вас долги и низкооплачиваемая работа? Вы не уверены в себе? Вы тяжело больны или потеряли любимого человека? Не падайте духом — доверьтесь Ронде Берн, и она откроет вам великую Тайну жизни, несущую процветание, любовь и радость. Но почему тайна стала доступна именно в наши дни? Ответ прост — австралийка Ронда Берн прочитала книгу американца Уоллеса Уоттлса «Наука стать богатым» (1910), ухватилась за нее как за спасительную соломинку. Прагматичный подход Уоттлса, который писал: «[Книга] предназначена для людей, остро нуждающихся в деньгах, которые желают сначала разбогатеть, а потом уже философствовать»[1], — подсказал ей, как можно выбраться из финансового кризиса, а заодно сделать себе имя и «одарить» все человечество. Неудивительно, что, обретя истину и начав новую жизнь[2], Бёрн ощутила «жгучее желание поделится тайной с целым миром...»[3] и запустила новый проект, принесший ей миллионные прибыли.

            Посвятив в «Тайну» свою телевизионную съемочную группу, Ронда Бёрн отправилась в США, где отсняла интервью с пятидесяти пятью «специалистами» — учителями «новой духовности»[4] и тренерами личностного роста, метафизиками и учеными[5], исследующими возможности сознания человека, специалистами по фен-шуй и нетрадиционной медицине. Советы двадцати четырех из них вошли в фильм под названием «Тайна» (The Secret), выпущенный на DVD в 2006 году и положивший начало целому бренду под тем же названиием. «Тайна» Ронды Бёрн получила феноменальное признание: в течение трех месяцев 2007 года фильм и одноименная книга держались на вершине чартов крупнейших международных Интернет-магазинов, а газета «Нью-Йорк Таймс» назвала «Тайну» бестселлером номер одиню Летом 2008 года «Тайна» вошла в тройку лидеров продаж московского издательства «Эксмо»[6]. Как утверждается на веб-сайте проекта, «только в англоязычном мире продано 7 900 000 книг», и на сегодняшний день «книга переведена на 39 языков в 41 стране»[7]. Дважды, в 2007 и 2008 годах, журнал «Тайм» включал Ронду Бёрн в список самых влиятельных людей планеты[8], а в 2007 году ее имя оказалось в списке «100 самых известных людей» журнала «Форбс»[9].

Чем же так привлекательна «Тайна»? — Обещанием счастья, здоровья и процветания. Недаром представители разнообразных сфер «духовной деятельности» в один голос утверждают, что «тайна жизни — это закон притяжения... самый могущественный закон во Вселенной»[10], что «единый Вселенский Разум вездесущ, он присутствует в человеке — проводнике Вселенной, ее творце»[11], и поэтому «человек — духовное существо, энергетический магнит, ему доступен неограниченный запас идей»[12], которые он способен материализовать, потому что «мысль творит будущее»[13]. Эти идеи, завладевшие умами американцев более ста лет назад, вновь нашли свою аудиторию благодаря популяризации философии движения «Новое мышление».

Особый интерес к «Тайне» проявили посетители книжных магазинов, торгующих литературой Новой Эры, а также прихожане церквей «Христианская школа единства», «Наука Разума» и «Международный Духовный Центр Агапе», принадлежащих к течению «Новая мышление»[14]

Формирование «Нового мышления»

«Новое мышление» (New Thought) — это сплав мистического пантеизма[15] и прагматического отношения к жизни, свободное объединение религиозных групп, светских общественных организаций, писателей, философов, разделяющих убеждения об эффективности позитивного мышления, «законе притяжения», исцелении и творческой визуализации мысли[16]. Хотя «Новое мышление» не является монолитным движением и не предлагает единообразного учения, его современные приверженцы, как правило, признают неразделимое единство Бога и человека, которое осознается путем мистического опыта или духовной интуиции и выражается в способности человека физически, эмоционально и материально копировать Божественное совершенство. Бог управляет Вселенной посредством законов, которые кажутся материальными, но в действительности имеют духовную природу. Человек, в свою очередь, представляет собой невидимое духовное существо, которое пребывает в физическом теле и раскрывается как дух после смерти. Царство Небесное находится внутри человека, и потому человек говорит о себе: «Я есмь»[17]. Декларация принципов «Нового мышления» подчеркивает, что эта философия «опирается на учение Иисуса Христа и других просветленных учителей», но не отрицает «возможность пересмотра религиозных воззрений вследствие эволюции понимания реальности»[18].

История «Нового мышления» уходит корнями в учение Эммануила Сведенборга (1688-1772), который полагал, что человеку на протяжении жизни суждено пройти три ступени: на первой, натуральной ступени, человек предрасположен и к добру, и ко злу; на второй, рациональной, он сознательно выбирает между добром и злом, а на третьей, духовной, он  раскрывается или как добрый, или как злой дух[19]. Бытие, по его словам, существует в двух планах: духовном и физическом, — причем физический явлется лишь отражением духовного. «Материи, как самостоятельного бытия, по Сведенборгу, вовсе не существует, а независимость материальных явлений от их духовных причин и целей есть лишь обманчивая видимость субъективного происхождения»[20]. Сведенборг подчеркивал необходимость развития интуиции и воображения, противопоставляя их разуму. По его мнению, человек сам навлекает на себя болезни нечестивыми помыслами и желаниями, но ему доступна энергия, манипулируя которой, можно исцелять подобно Христу[21].

            Толчком к развитию философии «Нового мышления» послужили лекции-демонстрации теории Месмера[22] в Новой Англии. В 1830-х годах американцам было почти ничего неизвестно о «животном магнетизме». Атмосфера цирка, царившая во время гипнотических сеансов, проводимых французом Шарлем Пуаеном, едва ли способствовала признанию научной достоверности гипнотизма, однако публичные сеансы Пуаена, по мнению исследователя-психолога Роберта Фуллера, эффективно стимулировали «воображение публики с помощью новых „фактов“ о природе человека»[23]. Постепенно гипнотизм прижился в американской культуре, отошедшей от общепризнанной религии и стремящейся к новой духовности, которая придавала особое значение исследованию прежде скрытых возможностей человеческого разума, контакту с трансцендентными высшими духовными силами и достижению внутренней гармонии через самосовершенствование[24].

            К концу 1870-х годов в США насчитывалось множество последователей Сведенборга, универсалистов[25] и спиритуалистов[26], которые нашли в гипнотизме близкое по духу и, как им казалось, научное толкование возможностей человеческого разума. Начало философии «Нового мышления» положили работы Финеаса Паркхерста Куимби (1802-1866), который впервые заинтересовался гипнотизмом именно на лекции Пуаена. Начав карьеру целителя-месмериста, Куимби постепенно пришел к выводу, что состояние здоровья человека целиком зависит от веры и ожиданий пациента, следовательно, недомогание и болезнь можно исцелить положительным мышлением и правильным отношением, изменив представления человека о болезни, то есть использовать лечение внушением[27]. Выстраивая свою «науку об  умственном исцелении», Куимби полагался на учение сведенборгиан и спиритуалистов. Его «наука» основывалась на двух принципах: идее «Христа внутри» или Божественной Мудрости, которая является руководством для духовного толкования Библии, и идее, что все причинно-следственные связи носят умственный и духовный характер, то есть «каждое явление, принимающее форму тела, прежде родилось в уме»[28].

В середине XIX века в США развивается философия трансцендентализма — духовная и культурная альтернатива суровому пуританскому богословию[29], которое, по мнению пастора и поэта Уильяма Чэннинга, «превратно истолковало Бога и превратило его в чудовище»[30]. Религиозные взгляды трансценденталистов, характерные для эпохи романтизма, отстаивали тождество души человека, мира и Бога, проповедовали духовное самосовершенствование и очищающую близость к природе, противопоставляя интуитивный духовный опыт учению традиционных церквей. К обществу трансценденталистов в разное время принадлежали поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон, писатель и общественный деятель Генри Торо, журналистка Маргарет Фуллер, стоявшая у истоков феминистского движения, педагог Бронсон Олкотт, проповедник и аболиционист Теодор Паркер.

Алан Андерсон, соучредитель Общества изучения метафизической религии, утверждает, что в 1880-х годах «Новое Мышление» признало сходство между учением транцендентализма и убеждениями Куимби. Кроме того, Андерсон полагает, что «Новое мышление» впитало индуистское мировоззрение — благодаря трудам Эмерсона и влиянию Свами Вивекананды, в 1893 году выступившего на первом Парламенте мировых религий. В целом, метафизика «Нового мышления» объединила восточное мировоззрение, отрицающее реальность материального мира, с западным, в значительной степени христианским пониманием мира как божественного творения[31].

Деятельность Куимби стала отправной точкой развития «Христианской науки» Мэри Бейкер Эдди, «Христианской школы единства» супругов Филлмор и «Божественной науки» Мелинды Крамер и Ноны Брукс. За исключением «Христианской Науки», все эти метафизические культы относятся к движению «Новое мышление» и придерживаются панентеистического мировоззрения. Панентеизм, или трансцендентный (мистический) пантеизм, воспринимает Бога не столько как Творца, сколько как вечную живую силу, стоящую за Вселенной. Мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется во Вселенной, а превосходит ее[32].

            Проповедники «Нового мышления» продолжают использовать христианскую терминологию, но трактуют библейское учение совершенно неортодоксальным образом. Они четко разделяют Иисуса и Христа. Иисус — это обычный человек, возвысившийся до осознания своей божественной природы, т.е. Христа[33]. Эрнст Холмс (1887-1960), создатель «Науки Разума», дает следующее определение понятия «Христос»: 

            Христос — полное воплощение Бога, от растения до ангела; от маленького человека до Вселенной во всех ее проявлениях.[34]

            ...Каждый человек разделяет Природу Христа в той степени, в какой Христос раскрывается через него, до этой степени он сам становится Христом[35].

 Рождение нового жанра

Своим распространением учение об «умственном исцелении» во многом обязано ученикам Куимби: Джулиусу и Анетте Дрессер, Уоррену Фелту Эвансу[36] и Эмме Хопкинс[37]. Они сумели создать полноценную философию «позитивного мышления», применимую в повседневных делах обычных американцев, результатом которой, как отмечает Фуллер, стало «слепое использование психологии „умственного исцеления“ для получения надежных решений в сфере бизнеса, личных и бытовых проблем»[38].

            В основе мировоззрения «Нового мышления» лежит предположение о том, что существует взаимосвязь между сознанием человека (его мыслями и состоянием ума) и его физическим и материальным состоянием. Таким образом, коренная причина физических и материальных ограничений человека (таких как болезнь, бедность, старение и смерть) кроется в узости мышления  или состоянии сознания, которое принимает реальность данных ограничений. Источником этих «ошибочных мыслей» или ограниченного сознания является «смертный разум». Конструктивные мысли, напротив, создают позитивные условия. Бог — наивысший источник позитивного сознания, он понимается как Божественный Разум. В итоге, сущность позитивного мышления понимается как  закон природы, а совершенное владение процессом — как научное предприятие[39]

 
Бесконечный Разум, несущий идеи, находится у ног человека со всеми своими ресурсами, и то, что мы есть, или то, чем мы становимся, — результат усилий накапливания в нашем собственном сознании всех атрибутов бесконечного Разума. Мы уяснили, что можем аккумулировать идеи власти, силы, жизни, любви и достатка...[40] 


Иисус сказал людям: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Однако совсем не принадлежность к определенной церкви принесет вам благосостояние, ибо «праведность» сообразуется не с особыми религиозными убеждениями, а с законом правильного мышления, независимо от вероисповедания, учения или формы религиозного поклонения[41].

            В конце XIX века «Новое мышление» породило особый жанр литературы — книги по самоусовершенствованию, в том числе практические руководства по достижению успеха в различных областях жизни. «Как бы не прославлялась бедность, факт остается фактом — невозможно вести полноценную и успешную жизнь, не будучи богатым»[42], — заявляет Уоллес Уоттлс. Автор «Науки о том, как стать богатым» говорит о мыслящей субстанции, из которой создано все сущее, и которая в первичном состоянии «пронизывает, проникает и наполняет все внутреннее пространство»[43]. Человек способен создавать предметы, внушая бесформенной субстанции свои мысли и заставляя ее воспроизводить то, о чем он думает. Для достижения желаемого результата необходимо настроиться на созидание и нарисовать себе четкий образ желаемого. Далее, Уоттлс советует читателям сосредоточиться на этом образе с твердым намерением получить желаемое и с непоколебимой верой в положительный результат, игнорировать все то, что может ослабить намерение, затуманить созданный образ или охладить веру[44].

            Уоллес Уоттлс, Фрэнк Ченнинг Хеддок, Наполеон Хилл, Уильям Аткинсон, Чарльз Энел, Томас Тровард и многие другие сделали веру в силу разума настоящей идеологией. Таким образом, некогда популярный месмеризм растворился в культе силы позитивного мышления[45]. В XXI веке традиция создания литературы по личностному росту и достижению успеху не прервалась: содержание книг и тренингов участников проекта «Тайна» (Майкла Бернарда Беквита, Ли Брауэра, Джека Кенфилда, Боба Дойла, Хейла Двоскина, Лизы Николс, Боба Проктора, Джеймса Артура Николса, Марси Шимофф, Джо Витале, Нила Доналда Уолша и др.) мало чем отличается от «науки» пионеров «Нового мышления».

Закон притяжения

Куимби был убежден, что человек «сеет веру», ведомый либо Божественной Мудростью, либо собственными заблуждениями разума относительно «духовной материи», и, соответственно, пожинает или исцеление, или недуг. Это предполагает прямой процесс творения, исключающий посредников[46]. Центральным положением философии «Нового мышления» является утверждение, что человек в сложившейся ситуации берет ответственность на себя. И если внешние обстоятельства одержали над ним верх, значит, человек верил, что так оно и произойдет. «Все зло, печаль, невзгоды и бедность в этом мире присущи человеку и являются непосредственным результатом удаления из его жизни, сознательно или неосознанно, прямо или косвенно, гармонии с Силой, которая трудится ради праведности и, следовательно, ради цельности и совершенства[47].

Позже теоретик «Нового мышления» Томас Тровард (1847-1916) сформулировал положение об «опосредствованном творении». Его концепция подразумевает, что человек посредством веры, чувства или выбора воздействует на бессознательное, но все же разумное проявление Бога, известное как Закон. Этот Закон автоматически придает четкую форму прежде бесформенной субстанции и, таким образом, преподносит человеку то, что он сознательно или бессознательно «заказывал». Другими словами, Закон — это посредник, связующее звено между выбором человека и конечным продуктом[48].

            Участники проекта «Тайна» приписывают открытие Закона притяжения Чарльзу Энелу (1866-1949)[49]. Однако Энел лишь четко сформулировал механизмы действия Закона, описанного Томасом Тровардом. В книге «Мастер-ключ исполнения желаний» (1912) Энел изложил основные положения воздействия на Вселенский Разум: 

  1. Существует лишь одно Сознание, которое пронизывает и заполняет всю Вселенную, оно всемогуще, всеведуще и вездесуще. Оно есть «всё во всём».
  2. Внешний мир является отражением внутреннего. Во внутреннем мире мы можем найти бесконечную Мудрость, бесконечную Силу, бесконечный Источник всего необходимого.
  3. Вселенский Разум представляет собой статическую, или потенциальную энергию. Он вездесущ, следовательно, он — наш «внутренний мир», наш дух, наша жизнь.
  4. Каждый человеческий разум — лишь индивидуализация Вселенского, Космического разума.  Когда человек думает, мысль по самой своей природе обречена воплотиться в объективную реальность или обстоятельства, соответствующие первоисточнику этой мысли.
  5. Разум созидателен. Он старается выразить себя в форме. Мысль создает форму, или матрицу, по которой отливается материя.
  6. С внутренним миром нас связывает подсознательный, или субъективный разум. Настрой же разума неизбежно зависит от того, что мы думаем. Следовательно, секрет всякой силы, всякого достижения и всякого обладания — в способе нашего мышления. Разлад, дисгармония, нужда и ограничение — результат неправильного мышления.
  7. Способность человека мыслить — это его способность воздействовать на Вселенский Разум и проявлять его.   
  8. Закон Притяжения — это Закон, по которому Вера воплощается в жизнь. Мы знаем, что цель Вселенской Мысли — сотворение формы, и знаем, что мысль человека, подобно ей, всегда пытается выразиться в форме.
  9. На любом плане бытия действует истина: многое привлекает к себе еще большее.
  10. Визуализация — это процесс создания мысленных образов, а образ есть форма, или шаблон, который служит образцом для будущего. Искреннее Желание породит Уверенное Ожидание, которое будет подкрепляться Твердым Требованием. Искреннее Желание — это чувство, Уверенное Ожидание — это мысль, а Твердое Требование — это воля. Эти три вещи не могут не привести к Достижению[50].

            Чарльз Энел выделил чувства, мысли и волю как три составляющие, которые реализуют веру человека. Общение с Богом как Личностью он заменил правильным умственным настроем и механическими действиями, воздействующими на Вселенную и согласованными с Законом притяжения. Боб Дойл, создатель программы «Богатство без пределов», говорит: «Закон притяжения — это закон природы. Он беспристрастен и не различает добра и зла, он просто принимает ваши мысли и возвращает их вам в виде переживаний и жизненных событий. Закон притяжения дает вам именно то, о чем вы думаете»[51]. Майкл Бернард Беквит, основатель «Духовного Центра Агапе» утверждает: «Ваши мысли — семена; ваш урожай зависит от того, какие семена вы бросили в почву»[52].

            «Духовные наставники» уверяют читателя, что «процесс Творения, используемый в „Тайне“, заимствован из Нового Завета»[53]. Формула Творения проста: попросить, поверить, принять. Однако, рассмотрев предлагаемую последовательность действий, нетрудно заметить, насколько она согласуется с наставлениями Уоттлса или Энела и расходится с библейским учением о молитве. Лиза Николс, консультант по развитию личностных возможностей, рекомендует сначала отдать команду Вселенной, сообщив ей свои замыслы[54], а метафизик Джо Витале называет этот процесс «заказом вещей, переживаний и встреч из каталога»[55]. Затем следует уверенность в исполнении «заказа» и принятие его с положительным настроем. Следует ли благодарить Вселенную за столь усердный труд? Безусловно, так как «благодарность — это лучший способ привлечь в вашу жизнь больше хорошего»[56], — уверяет Марси Шимофф, президент компании, развивающей самосознание и творческий потенциал женщин.

            Закон притяжения — это не что иное как «кредо алчности»[57], рассчитанное на эгоистичных и недалеких «Алладинов», надеющихся заполучить безотказного джинна с заветными словами: «Слушаю и повинуюсь, мой господин!» В проекте «Тайна» он именуется Законом притяжения. Это и есть та самая Тайна жизни, которая раскрывается на двадцать первой странице книги Ронды Бёрн: «Тайна жизни — это Закон притяжения»[58].

            Осознание «божественного Я», обретение «Сознания Христа», перепрограммирование мышления, сотворение собственной реальности и вера в Закон притяжения — все эти доктрины «новой духовности» являются развитием идей Финеаса Пакхерста Куимби и его последователей, которые отождествляли силы собственного разума с Творцом вселенной.

Заключение

Более ста лет назад потомки пуритан шагнули навстречу Вселенскому Разуму, вычеркнув из своего миропонимания Бога как Личность и заменив Его безличной Силой. «Обожествленное Я»   сняло бремя греха и отказалось от искупительной смерти Иисуса Христа. То, что начиналось как салонные развлечения или лекции для широкой публики, приобрело форму разнообразных «наук», которые послужили религиозно-философской основой для множества метафизических культов. Вера в безграничные силы человеческого разума, методики концентрации воли, мыслей и эмоций для материализации мысли, казалось, разрешали повседневные проблемы существования человека, давали уверенность в завтрашнем дне и в огромном творческом потенциале человека. Заменяя Бога Отца на Вселенский Разум, а Иисуса Христа — на безличного посредника, именуемого Законом притяжения, человек лишается общения с Богом. Он превращается в «позитивно мыслящий» механизм, в жизни которого нет места состраданию, любви и другим эмоциям, способным отвлечь его от эгоистического достижения цели.

На протяжении XX века желание воздействовать на Бога или Вселенную нашло свое отражение и в богословии «позитивного исповедания», которое требует от Бога исполнения молитв и возводит преуспевание в норму христианской жизни, а также в экспериментах последователей философии Новой Эры по трансформации сознания человека. Сегодня «мистический прагматизм» «Нового мышления» возвращается в виде модных ток-шоу, DVD- и Интернет-проектов, которыми занимаются профессиональные маркетологи, продюсеры и дизайнеры. Ронда Бёрн воспользовалась привычными средствами «духовных мастеров»: умело созданной аурой тайны, наивной верой публики в псевдонаучные утверждения и…наконец, обещанием возможности «стать как боги» (Быт.3:5). Тяга к эзотерическим знаниям возвращает нас к главной проблеме человека — к грехопадению и утрате отношений с Богом, попытке возвысить человека до уровня Творца (Рим.1:21-25). Лживые идеи «Нового мышления» не устаревают и вновь улавливают тех, «кто собирает себе сокровища на земле» (Мф.6:19-21). «Горячее стремление» участников проекта сделать человечество счастливым, здоровым и преуспевающим при помощи управления Вселенским Разумом обернется горем и для них самих и для тех, кто прислушивается к таким «специалистам»: «... и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3).

 


[1]          Wattles W. D. The Science of Getting Rich. URL: www.universeofpower.com (загружено 10.02.2009).

[2]          Бёрн Р. Тайна. М., Эксмо; СПб.: Домино, 2008. С. 15.

[3]          Указ. соч. С. 9.

[4]          «Альтернативная» или «новая духовность» — преемница философии движения Новой Эры. Расширив горизонты мировоззрения Новой Эры образца 1970-1980 годов, она стала феноменом массовой культуры. «Новая духовность» — это эклектичный набор идей, философия стиля жизни, где есть место как исцелениям у знахарей и реорганизации дома и офиса в соответствии с принципами феншуй, так и трансформации личности путем изменения состояния сознания. В прикладной сфере бизнеса, медицины, образования, спорта, экологии и психологии человека «новая духовность» постепенно формирует представление, что религиозная составляющая второстепенна и важен лишь поиск смысла существования, тайного знания и исцеления. Смысл жизни сводится к накоплению знаний и духовному развитию или самореализации. На популярном, потребительском уровне эти эксперименты производятся с привлечением разнообразных источников: например, тренинги личностного роста, астрология и магия, уфология или нео-язычество.

[5]          Речь идет о двух ученых-физиках, работающих на периферии традиционной науки. Джон Хейджлин с 1984 года сотрудничает с Университетом Махариши, Фред Алан Вулф увлекается метафизикой. Вулф нередко подвергается критике за смешение научных данных в области исследования квантовых явлений с метафизическими гипотезами, истинность которых невозможно проверить научными методами.

[6]          URL: www.ksdbook.ru/news/news.html?id=59 (загружено 18.02.09).

[7]          URL: www.tajna.ru/ (загружено 06.04.09).

[9]          URL: www.forbes.com/forbes/2007/0702/082.html (загружено 17.02.09).

[10]        Бёрн. Тайна. С. 20.

[11]        Указ. соч. С. 176-177.

[12]        Указ. соч. С. 190.

[13]        Указ. соч. С. 40.

[14]        URL: http://thesecretfilm.ru/ (загружено 17.02.09).

[15]        Мистический пантеизм или панентеизм видит в Боге конечного и изменяющегося управителя делами мира, работающего в сотрудничестве с миром, чтобы достичь высшего совершенства в Своей сущности (см. Н. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики», с. 694-700).

[16]        Lewis J. R., Peterson J. A. (Eds.) Controversial New Religions. Oxford University Press, 2004. Р. 226.

[17]        Anderson А.C. The Healing Idealism of P. P. Quimby, W. F. Evans, and the New Thought Movement. URL: www.ppquimby.com/anderson/healism.htm (загружено 18.03.09).

[18]        URL: http://newthoughtalliance.org/about.htm (загружено 18.03.09).

[19]        Соловьев В. Сведенборг // Статья из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона. Т. 10. URL: www.vehi.net/brokgauz/index.html (загружено 13.04.2009)

[20]        Там же.

[21]        Melton J. G. (Ed.) Encyclopedia of Occult and Parapsychology. V. 2. Gale Group Inc., 2001. P. 1516.

[22]        Месмер (Mesmer) Франц Антон (1734-1815) — австрийский врач, создатель учения о «животном магнетизме» («месмеризме»). В 1776 г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней.

[23]        Fuller R. Mesmerism and the American Cure of Souls. University of Pennsylvania Press, 1982. Цит. по Hanegraaff W. J. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. (SUNY Series in Western Esoteric Traditions). State University of New York Press, 1998. P. 484.

[24]        Wozniak R. H. Сharles Poyen St. Sauveur // In Mind and Body: René Descartes to William James. National Library of Medicine/American Psychological Association, 1992. URL: www.phineasquimby.com/charles_poyen.html (загружено 19.03.09).

[25]        Универсалисты — приверженцы учения о возможности спасения всех людей. Впервые это учение было сформулированно Оригеном в III веке. Как организованное течение универсализм возник в Северной Америке в эпоху Просвещения благодаря группе немецких эмигрантов-радикальных пиетистов. Первая универсалистская церковь в Глостере (шт. Массачусетс) основана англичанином Джоном Мюрреем (1741–1815) в 1779 году.

[26]        Спиритуалисты (фр. spiritualisme и от лат. spiritualis — духовный)  — последователи религиозно-философского течения, в основе которого лежит вера в возможность общения с духами умерших посредством медиумов. Основные положения спиритуализма cодержатся в «Декларации принципов», принятой в 1899 Национальной спиритуалистской ассоциацией церквей, созданной в 1893 году в Чикаго, США. Основы спиритуализма заложили Эммануил Сведенборг, Франц Месмер и целитель-месмерист Эндрю Дж. Дэвис, которые исследовали вопросы, связанные с посмертной жизнью души и искали возможностей общения с потусторонним миром.

[27]        Hanegraaff W. J. P. 485.

[28]        Dresser H. W. (Ed.) The Quimby Manuscripts. Thomas Y. Crowell Company, 1921. URL: www.ppquimby.com/hdresser/manscpts/chapt18.htm (загружено 19.03.09).

[29]        Пуритане (англ. Puritans, от лат. puritas — чистота) — последователи кальвинизма в Англии в XVI-XVII веках, выступавшие против абсолютизма и за углубление Реформации. Пуританское богословие основано на Вестминстерском исповедании веры  — кратком изложении кальвинистского учения, разработанном Вестминстерской ассамблеей в период Английской революции XVII века и утверждённом в качестве официального учения пресвитерианских церквей Шотландии (1647) и Англии (1648). Пуритане делились на умеренное (пресвитериане) и радикальное (конгрегационалисты) течения.

[30]        Halleck R. P. History of American Literature. Echo Library, 2006. P. 89. URL: http://books.google.ru/

[31]        Anderson A. The New Thought Movement: A Link between East and West. Delivered at the Parliament of the World's Religions. Chicago, 1993. URL: http://websyte.com/alan/parl.htm (загружено 20.03.09).

[32]        Fahlbusch E., Bromiley G. W., Barrett D. B. The Encyclopedia of Christianity. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1999. P. 21.

[33]        Anderson A. The New Thought Movement: A Link between East and West

[34]        Holmes E. S. The Original Science of Mind: A Сomplete Course of Lessons in the Science of Mind and Spirit. URL: http://newthoughtlibrary.com/holmesErnest/scienceOfMind/som_375.htm (загружено 20.03.09).

[35]        Указ. соч. URL: http://newthoughtlibrary.com/holmesErnest/scienceOfMind/som_224.htm (загружено 20.03.09).

[36]        Эванс (Evans) Уоррен Ф. (1817-1889) — пациент Куимби и верный последователь его «науки об умственном исцелении». Эванс объединил идеи Куимби с элементами философии немецкого идеализма, трансцендентализма Эмерсона, учения сведенборгиан и получил «эзотерическое» христианство, которое во многом послужило прообразом философии движения Новой Эры.

[37]        В последнее время особую роль в становлении «Нового мышления» американские ученые-религиоведы отводят писательнице-мистику Эмме Кёртис Хопкинс (1849–1925), считая ее забытым основателем движения. Хопкинс известна как «учитель учителей», так как многие ее последователи оказали значительное влияние на развитие «Нового мышления». См. Melton J. G. New Thought’s Hidden History: Emma Curtis Hopkins, Forgotten Founder, 1995; Harley G. M. Emma Curtis Hopkins: Forgotten Founder of New Thought, 2002.

[38]        Fuller R. P. 488.

[39]        Gallagher E.V., Ashcraft W.M. (Eds.) Introduction to New and Alternative Religions in America. Volume 3: Metaphysical, New Age, and Neopagan Movements. Greenwood Press, 2006. P. 81-89.

[40]        Fillmore Ch. Prosperity. P. 29. URL: http://newthoughtlibrary.com/fillmoreCharles/prosperity/prosperity_029.htm#TopOfText (загружено 13.03.09).

[41]        Указ. соч. P. 88. URL: http://newthoughtlibrary.com/fillmoreCharles/prosperity/prosperity_088.htm#TopOfText (загружено 13.03.09).

[42]        Wattles W. D. The Science of Getting Rich. P. 1.

[43]        Указ. соч. P. 13.

[44]        Указ. соч. P. 41.

[45]        Fuller R. P. 487.

[46]        Anderson A. The New Thought Movement: A Link between East and West

[47]        Trine R.W. The Greatest Thing Ever Known. URL: http://self-improvement-ebooks.com/books/tgtek.php (загружено 18.03.2009).

[48]        Anderson A. The New Thought Movement: A Link between East and West

[49]        Энел (Haanel) Чарльз Ф. (1866-1949) — американский предприниматель, автор 24-недельного курса заочного обучения «Мастер-ключ» (1917), ставшего образцом литературы по достижению успеха, основанной на философии «Нового мышления».

[50]        Энел Ч. Мастер-ключ исполнения желаний. М.: София, 2007. С. 10-19, 241-242.

[51]        Указ. соч. С. 29.

[52]        Бёрн. Тайна. С. 33.

[53]        Указ. соч. С. 63.

[54]        Там же.

[55]        Указ. соч. С. 64.

[56]        Указ. соч. С. 90.

[57]        Brampton S. The Creed of Greed. April 29, 2007. URL: www.timesonline.co.uk (загружено 13.03.09)

[58]        Бёрн. Тайна. С. 21.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2017. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru