Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Эзотерический призыв Алисы Бейли

Валерия Сорокина

Имя Алисы Бейли (1880-1949) хорошо известно в эзотерических кругах. Во-первых, тем, что она опубликовала  наставления махатмы Джуала Кула (Тибетца или Д. К.), учение которого составляют двадцать четыре книги, написанные с начала 1920-х до конца 1940-х годов и отражающие представления о человеке и космосе в духе теософской традиции. Во-вторых, Бейли создала в 1923 году эзотерический курс обучения, известный как «Школа Аркана». И, в-третьих, организовала совместно с мужем два служения — «Всемирную Добрую Волю» и «Треугольники». 

В Алисе с юности боролись две натуры: одна стремилась к христианскому служению людям, а другая — тяготела к мистике. Свои религиозные идеалы молодая девушка сначала воплощала в качестве сотрудницы Юношеской христианской ассоциации, а затем евангелиста при благотворительных домах для британских солдат в Ирландии и Индии. Несмотря на консервативное христианское воспитание, в возрасте пятнадцати лет у Алисы проявились эзотерические наклонности, и в 1895 г. она впервые вступила в контакт с тем, кого позже назвала Кут Хуми, Учитель Мудрости, — одним из Духовных Иерархов, высокоразвитых существ, открывающих человечеству учение древней мудрости. Кут Хуми потребовал, чтобы Алиса стала проводником его идей в этом мире. Примерно в то же время, по ее словам, она несколько раз видела во сне церемонию, которая помогла ей  осознать свой духовный статус и воспринимать единство всего сущего как «божественное и живое целое». Бейли имела в виду собрание планетарной Иерархии в Гималаях, которое позднее описала в статье «Праздник Весак»: «Это божественное событие происходит ежегодно во время полнолуния Тельца (которое часто называют Майским Полнолунием), и во время его на Землю нисходит (в соответствии с мерой человеческой нужды) благословение самого Бога, переданное через Будду и Его Брата Христа»[1]

В 1915 году Бейли познакомилась с деятельностью Теософского общества в США, куда она переехала вместе с первым мужем, священником Уолтером Эвансом. Через несколько лет их брак распался, и Алиса, оставшись с тремя детьми без денежных средств, работала на консервном заводе в Пасифик-Гроув, штат Калифорния. Изучив «Тайную доктрину» Е. П. Блаватской и сочинения Анни Безант, она приняла теософское мировоззрение, а с ним четыре года спустя и нового наставника, Джуала Кула. Тибетец учил, что «1) во Вселенной существует Божественный План, 2) во главе Духовной Иерархии водителей человечества и исполнителей Плана стоит Христос, 3) во Вселенной действует  Закон причины и следствия и закон перерождений (кармы и реинкарнации)»[2]

В 1925 году Алиса Бейли разработала собственное учение о Семи лучах (духовных принципах) как проявлениях макро- и микрокосма («Трактат о Космическом Огне»). Оно должно было объяснить качественные характеристики рас, циклов, народов, души и личности, а также элементы ментального, астрального и физического тела человека. Бейли унаследовала от Блаватской и Ледбитера пристрастие к многочисленным деталям и сложным классификационным схемам, поэтому ее представления о Вселенной строятся на основе многоуровневой иерархии Духовных Учителей, а космос систематизирован по принципам троичности и семеричности[3].

Наставления в мудрости, передаваемые Тибетцем, Бейли издавала через специально учрежденную совместно со вторым мужем, теософом Фостером Бейли, организацию «Люцис Траст» (Lucis Trust). Однако основным источником распространения ее идей стала «Школа Аркана» — обучение на основе переписки с читателями, выстроенное в соответствии с идеалами внутренней (оккультной) группы Теософского общества[4].

Идеи, получившие развитие в «Школе Аркана», нашли выражение в философии двух организаций — «Люди доброй воли» (1932, позднее переименованные во «Всемирную Добрую Волю») и «Треугольники» (1937). «Люди доброй воли» были призваны создавать человеческие отношения, основанные на принципе «братства» при отсутствии дискриминации по расовым признакам, религиозным, идеологическим и политическим убеждениям. Вторая организация, «Треугольники», формировала сеть из групп по три человека «для ежедневного мысленного контакта в течение нескольких минут творческой медитации»[5]. Посредством отношений, установленных на личном уровне, «Треугольники» совместно с «Всемирной Доброй Волей» должны были воплощать «духовность», которая не отождествляла себя с какой-либо религией. 

Учение Бейли о духовной эволюции, Шамбале, эзотерическом образовании и наступлении «Нового Века» оказали немалое влияние на развитие современной эзотерики и формирование философии Движения Новой Эры (трактаты «Новое явление Христа», «Ученичество в Новом Веке», «Образование в Новом Веке»). Именно ей принадлежит мантра Нового Века, известная как «Великий Призыв»:

Из точки Света, что в Уме Бога,
Пусть Свет струится в умы людей.
Да сойдет Свет на Землю.

Из точки Любви, что в Сердце Бога,
Пусть Любовь струится в сердца людей.
Да вернется Христос на Землю.

Из Центра, где Воля Бога известна,
Пусть Цель направляет малые воли людей —
Цель, зная которую, служат Учителя.

Из центра, что мы называем родом человеческим,
Пусть План Любви и Света осуществится,
И запечатана будет дверь, за которой зло.

Да восстановят Свет, Любовь и Могущество —
План на Земле[6]



[1] Праздник Весак  (Полнолуние в Тельце). URL: http://www.oneworld.ru/Blank-ru/ms-13ru.htm

[2] Hanegraaf W. J. (Ed.) Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. Brill, 2006. P. 159.

[3] Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. Brill, 2001.

[4] Бейли А. Природа эзотеризма // Сборник статей. URL: http://www.theosophy.ru/lib/priresot.htm

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru