Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)

Валерия Сорокина

Основатель: Раджниш Чандра Мохан (1931-90)

Дата основания: сентябрь 1970 г.[1]

Официальное название: движение идентифицируется по имени Ошо, иногда используется термин «раджнишизм»[2]

Источники учения: записи бесед  Ошо (Бхагвана Шри Раджниша)

Официальные Интернет-издания:  www.osho.com  Информация о событиях ашрама  в Пуне (Индия) и Интернет-журнал Osho Times

www.oshogroups.ru/ Информация об Ошо-группах в России, Украине, Израиле
http://oshoworld.ru Русский информационный Ошо портал
http://osho-kaivalya.ucoz.ru/ Сайт санкт-петербургского информационного Ошо центра

Центры: Пуна, Индия — Международная коммуна Ошо, Мультиуниверситет Ошо, Медитативный курорт Ошо
Россия — www.osho.ru Центр  медитаций Ошо "Ветры" (г. Москва)
                 www.darshi.ru/ Центр медитаций Свами Даши (г. Москва)
                 www.amanaosho.ru/ Центр медитаций «Мир Ошо» (г. Санкт-Петербург)
                 www.oshospb.ru/ Информационный Ошо центр (г. Санкт-Петербург)
 
Организационная структура и деятельность:
 деятельность Международной коммуны Ошо осуществляется через три структуры: 1) Osho International Foundation — международная некоммерческая организация Ошо, зарегистрированная в Цюрихе (Швейцария). В ее ведении находятся авторские права на все работы Ошо и другую интеллектуальную собственность, включая торговую марку ОШО. 2) Издательство Osho International с центром в Нью-Йорке обладает правами на 6500 аудиозаписей, 1870 видеозаписей, около 600 книг, созданных на основе бесед Ошо, и произведения искусства. Они доступны через веб-сайт www.osho.com на 13 языках, в том числе на русском[3]. 3) Osho Global Connections поддерживает связь между центрами медитации Ошо, институтами Ошо и информационными центрами Ошо по всему миру[4].

Распространение учения в России: по утверждению Свами Ананда Аруна, основателя непальского Ошо центра, «русские заинтересовались учением Ошо еще в 1970-х годах, когда начали посещать ашрам в Пуне, чтобы послушать его лекции… Ошо начал инициировать их в свою философию, начиная с 1979 года»[5]. Первый подпольный центр был создан в Москве еще в 1980 году, а непальские санньясины стали для искателей из СССР источником учения гуру после его переезда в США. Сегодня Ошо центры существуют в 29 городах России[6]. На русском языке издано более 250 книг и 40 DVD-дисков c записями бесед Ошо, сборники медитаций на CD-дисках, карты Ошо Дзен-таро и Ошо нео-таро.[7]

Численность: при жизни Ошо движение насчитывало около 500 центров и 200 тысяч последователей[8]; сегодня их намного больше, однако с развитием сети Интернет и упрощением процедуры оформления статуса «духовного искателя»[9] истинное количество последователей определить сложно.

Основные понятия: безрелигиозная религия, нео-тантра, нео-саньяса, динамическая медитация, поле Будды

История создания движения

    Ошо или Бхагван Шри Раджниш (1931-1990), — один самых влиятельных и скандально известных гуру, проповедовавших восточную духовность за пределами Индии. Уже в раннем возрасте он утверждал, что истинное значение имеет только индивидуальный духовный опыт вне какой-либо организованной системы верований. «Организовать истину — это то же самое, что убить ее. Истина жива только тогда, когда организация является лишь функциональной, свободной»[10]. По словам Раджниша, еще в студенческие годы он испытал состояние самадхи или духовное пробуждение; душевный кризис завершился прорывом  в самореализации или «внутренним взрывом», во время которого он покинул свое тело и осознал, что есть его подлинная сущность[11]. В 1966 году Раджниш оставил должность преподавателя философии, чтобы поделиться с духовными искателями своим пониманием религиозного опыта в  экспериментальных «медитационных лагерях», используя собственные уникальные методики. Он проводил групповые медитации, учил о чакрах, кундалини и шактипат (передаче духовной силы от гуру к ученику взглядом, словом, прикосновением или мысленно для спонтанного пробуждения энергии кундалини).
    В конце 1970 г. Раджниш начал инициировать людей в нео-саньясу, радикально отличающуюся от традиционной формы достижения духовного освобождения, которая требует от индуиста разрыва с семьей и полного отречения от мирских благ. Раджниш учил, что подлинная задача саньясина – оставаться в мире, но не зависеть от него: «Нет необходимости отрекаться от мира. Так поступают только трусы. Живите в мире, наслаждайтесь полной жизнью»[12]. Посвященные носили красно-оранжевые одеяния, малу (медальон с фотографией Ошо на ожерелье из 108 деревянных бусин), получали новое имя и медитировали, по крайней мере, один час в день. В мае 1971 г. Раджниш присвоил себе титул «Бхагван» или «Бхагаван», что значит «Благословенный» или «Бог»[13].
    В 1974 году группа учеников приобрела недвижимость в Пуне, недалеко от Бомбея, и вскоре новый ашрам начал привлекать тысячи паломников со всего мира. Жизнь в коммуне предполагала ежедневные полуторачасовые наставления Ошо, регулярные программы медитации, участие в различных терапевтических группах и физический труд на благо ашрама. В ежедневных беседах Ошо предлагал ученикам собственную интерпретацию  основных религиозных учений, уделяя особое внимание христианству. Позже Раджниш объяснял, что таким способом он «собирал свой народ», привлекая последователей, принадлежащих к различным традициям. Ашрам в Пуне оказался слишком большим финансовым искушением для гуру, и в 1981году Бхагван и его приближенные были вынуждены бежать из страны, скрываясь от уплаты налогов. Объявив себя «Мессией, которого ждала Америка»[14], Раджниш обосновался на ранчо в центральной части штата Орегон. В течение года численность учеников в новом поселении, именуемом Раджнишпурам, выросла до 5000 человек[15].
    Со временем «антиавторитарное» движение выстроило собственную  жесткую структуру контроля. В ашраме была установлена сложная иерархия во главе с секретарем Раджниша, Ма Ананд Шилой, и женщин из ее ближайшего окружения. В конце концов, Шила начала оттеснять Раджниша от управления коммуной, превращая ее в чисто коммерческое предприятие. Руководство учредило собственные «миротворческие силы», пометило учеников цветными повязками согласно их положению в иерархии коммунны, и устанавило камеры слежения для выявления потенциальных диссидентов. Между тем рядовые санньясины обитали в антисанитарных условиях, недоедали и часами работали без оплаты труда. Позже Раджниш утверждал, что доверил Шиле управление ашрамом для того, чтобы его ученики «ощутили привкус  фашизма» и, таким образом, сравнили ее методы с его нетоталитарной формой обучения.
    Обитатели Раджнишпурама постоянно вступали в конфликт с населением близлежащего городка, и путем интриг фактически захватили власть в местных органах самоуправления, нередко оказывая давление на чиновников и терроризируя местных жителей[16]. К 1985 году противостояние общественности и руководства ашрама достигло апогея; Раджниш выступил с публичным заявлением, обвинив своего секретаря Шилу в причастности к ряду преступлений против санньясинов и жителей штата Орегон и предложил властям провести расследование. Несколько недель спустя последовали арест и депортация из США самого Раджниша. Без духовного лидера коммуна в Орегоне перестала быть экономически жизнеспособным предприятием, и саннясины покинули Раджнишпурам[17].
    В 1986 году Раджниш отправился в мировое турне, но под давлением со стороны администрации президента США, ему было отказано во въезде в 21 страну мира. Гуру пришлось вернуться в старый ашрам в Пуне, который быстро возродился и приобрел статус международной коммуны. Примерно в это же время он отменил ношение отличительной одежды и малу, так как индийские власти затрудняли въезд санньясинов в страну. В 1988 году он неожиданно отказался от титула Бхагван Шри Раджниш и взял имя Ошо, японский термин, использующийся учениками по отношению к духовным наставникам и выражающий благоговение перед ними. В течение последних лет жизни у Ошо сильно ослабло зрение, выпали волосы, он страдал от болей в костях, и многие ученики всерьез полагали, что он был отравлен правительством США. Гуру скончался 19 января 1990 года; перед смертью он передал руководство общиной группе из 21 ученика, известной как Внутренний круг[18].

Обзор учения

    Философия Раджниша —эклектичный набор философских и религиозных идей из различных источников, от античной греческой философии, Адвайты-Веданты, дзен-буддизма, даосизма и суфизма до экзистенциализма и психоанализа. Сам гуру, однако, испытывал тягу к более одиозным фигурам, таким как Ницше, Гурджиев и Кроули[19]. Раджниш заявлял: «… я человек, который последовательно непоследователен… я живу в мгновении, и все, что я говорю сейчас, справедливо только для этого мгновения. Я не обращаюсь к прошлому, я совсем не думаю о будущем»[20]. «Эластичность» его наставлений, легко адаптируемых к потребностям различных аудиторий, обеспечили гуру стремительный успех. Как отмечает английский социолог Л. Картер, Раджниш, создававший собственную систему, был готов экспериментировать с психотехниками до тех пор, пока не подобрал наиболее эффективные[21]. Особую известность приобрел метод динамической медитации[22], состоявший из пяти этапов: 1) глубокое, быстрое, хаотичное дыхание через нос, 2) эмоциональный катарсис, выплекс различных эмоций: гнева, печали, радости и т.д.; 3) прыжки с поднятыми руками и одновременное выкрикивание мантры «Ху!», 4) резкая остановка, затем полная тишина и покой, и 5) празднование через танец[23]. По свидетельству канадского «духовного учителя» П.Т. Мистлбергера[24], бывшего саньясина Ошо, в основе динамической медитации лежат классическая йога, техники психоаналитика В. Райха[25] и эзотеричесике методики «четвертого пути» Г. Гурджиева[26].
    Духовность в интерпретации Раджниша, в основании которой лежит отказ от всех доктрин и ценностей, находится по ту сторону добра и зла: «Мораль – фальшивая монета, она обманывает людей… Человек настоящего понимания ни хорош, ни плох — он понимает и то и другое, и своим пониманием он поднимается над тем и другим»[27]. Следуя индуистской традиции, он объявляет, что суть проблемы человека заключается в неведении — «…ты просто не знаешь, не осознаешь себя. На самом же деле, ты — Бог, и нет Бога кроме тебя»[28]— и объявлет себя глашатаем нравственного анархизма или «безрелигиозной религии»:

        Я — начало новой религиозности, не ведающей ни названий, ни границ. Ей известна только свобода духа, безмолвие внутренней сущности, развитие потенциала и, наконец, ощущение собственной благодати — не внешнего Бога, а переполняющей тебя божественности[29].

    Раджниш также идет наперекор традиционным методам достижения просветления:

        Практикование традиционных йог неуместно в наши дни; современные люди не могут себе позволить проводить в упраж­нениях дни и часы. Нам необходимы методы, приносящие быстрые результаты[30].

Нео-тантра и новый человек

    Для Раджниша причина всех страданий заключена в деформирующей социализации или  «программировании» людей институтами семьи, образования, религии и государства. Человек может достичь истинной свободы, только отринув все подавляющие структуры[31]. Раджниш пришел, чтобы отнять у людей их философию, разрушить их идеологию, веру, культ, догмы и не дать ничего взамен[32]. Согласно Ошо, религия — это продукт человеческого разума, необходимый для того, чтобы «ум не чувствовал пустоты, бессмысленности, одиночества, ощу­щения щепки, плывущей по течению, без цели впереди, без истока позади»[33]. По словам Ошо, Церковь — это всего лишь учреждение, против которого бунтовал Иисус[34], где невозможно понять Христа, потому что он — «за пределами всех церквей»[35]. Именно поэтому его последователям необходимо «обрести чистое сознание»[36] при помощи медитации и признать правоту Раджниша:

        Пока не растворятся все мысли, вы не можете слышать собственный голос. Общество так сильно заполнило ваш ум, что все услышанное вами будет попыткой общества манипулировать вами изнутри... Извне оно манипулирует полицейским и судьей. Изнутри оно манипулирует с помощью Бога, совести, нравственности, ада, рая и тысячи и одной вещи[37].

    Для достижения состояния освобождения гуру предложил саньясинам собственный продукт под названием нео-тантра. Тантра основана на принципе, согласно которому Вселенная есть не что иное, как конкретное проявление божественной энергии ее создателя, и стремится «подключиться» к этой энергии нетрадиционными способами[38]. Классическая тантра — эзотерическая форма йоги, сознательно нарушающая установленные религией и обществом табу. Тантра движения Новой Эры — «переосмысленная» форма индийской духовности, которая утверждает божественность человеческого «я» и ищет союза чувственности с духовностью, материальных наслаждений с потустороннимм блаженством[39]. Тантра не отрицает полноты жизни, наоборот, она утверждает плотские страсти и телесные удовольствия: «Тантра принимает тело  — и не только принимает его, но и утверждает, что оно является священным, чи­стым, невинным. Вы можете использовать его, вы можете сделать его средством, средой для выхода за пределы![40]» Даже самые грешные и порочные стороны жизни, самые эгоистичные и аморальные побуждения человеческого «я» принимаются как божественно врожденные. Тантра восхваляет человеческую природу со всеми ее недостатками, слабостями и злыми помыслами:

        Все религии мира, кроме Тантры, создавали раздвоение личности. Все религии мира, кроме Тантры, способствовали возникновению шизофрении… Они утверждают, что хорошего нужно достигать, плохое же следует отвергнуть, дьявола нужно отвергнуть, а Бога принять. Они создали в вас внутреннее разделение, внутреннюю борьбу… Трансформация случается при тотальном приятии всего своего существа[41].

    Раджниш учил, что тантра концентрируется на сексуальности человека, мощнейшей природной силе, наиболее подавляемой в христианских странах Запада. Он проповедовал высвобождение сексуальности для полной реализации «внутреннего Я»:

        Общество выступает против секса: оно создало преграду в непосредственной близости от сексуального центра. Всякий раз, когда дело доходит до секса, вы испытываете беспокойство, чувство вины, страх…. Вы зажимаетесь; вы не струитесь, вы не течете плавно… Вот почему я настаиваю на динамических методах: они растопят ваши преграды[42].

    Секс, по словам Раджниша, становится сильнейшей духовной силой, когда он полностью интегрируется и поглощается человеком, именно поэтому Будда и Иисус  обладали огромной магнетической силой[43]. Многие практики Раджниша включали групповой секс; подобные «терапевтические интенсивы» были направлены на достижение катарсиса с последующей трансформацией сознания[44]. Конечная цель тантрической практики — достижение принятия своей личности целиком и полностью, со всеми грехами, пороками, жадностью и чувственными желаниями, и осознание того, что человек уже совершенен.

        Самое главное в Тантре то, что она говорит, что вы уже совершенны. Ни одно другое мировоззрение не говорит этого… Совершенства не нужно достигать. Нужно просто осознавать, что оно уже здесь… Тантра предлагает вам просветление прямо сейчас и здесь — безо всяких отсрочек[45]. Вы есть истина. Вы есть любовь. Вы есть блаженство. Вы есть свобода[46].
 
    Нео-тантра, согласно Раджнишу, — это уникальный путь, который объединяет и синтезирует поиски духовного освобождения и стремление к материальному богатству. Гуру не только не препятствовал накоплению богатства, наоборот, он видел в нем естественное проявление духовного роста:

        Всем грустно, все завидуют, все твердят, что «роллс-ройсы» несовместимы с духовностью. А я не вижу никаких противоречий! Я могу медитировать и в салоне «роллс-ройса»… Честно говоря, в телеге медитировать намного труднее, так что «роллс-ройсы» обеспечивают ускоренный духовный рост[47].

Примечательно, что жажда обогащения Раджниша, постоянно обсуждаемая в СМИ, нисколько не умаляла его статус духовного лидера, а, наоборот, служила естественным подтверждением его харизматической власти.
    Учение и община медитирующих последователей — т.н. «поле Будды» — служили базой для достижения «высокой» цели; в планы Раджниша входило создание совершенного человека, представителя новой цивилизации, носителя духовности Будды и материализма грека Зорбы, персонажа романа, прочитанного им в юности[48].

        Мое видение нового человека таково: он будет греком Зорбой и в то же время — Гаутамой Буддой. Это будет Зорба-Будда. Он будет чувственным и духовным, материальным, абсолютно предающимся материальным... всем телесным наслаждениям, какие только бывают, и все же человеком великой осознанности, умеющим свидетельствовать своему бытию… Он будет и Христом, и Эпикуром[49].
         
Успех движения

    Несмотря на крах Раджнишапурама, в целом движение Раджниша оказалось на удивление прибыльным предприятием. Успех определялся теми же принципами, что и его учение: во-первых, плюрализм и эклектика, допускающие широкий круг организационных структур, а во-вторых, децентрализации полномочий, создавшая своего рода «харизматический вариант многонациональной корпорации»[50]. Таким образом, движение Раджниша приобрело вид современной сетевой структуры, где «от саньясинов не требовалось никаких оправданий их деятельности при условии, что она принесет прибыль»[51].
    По мнению американского социолога М. Голдман, ради восстановления репутации лидеры движения использовали следующую эффективную стратегию: (1) возложили вину на отдельных лиц и подвергли их остракизму, (2) сменили местоположение ашрама, (3) изменили имя духовного лидера, (4) реорганизовали структуру движения, (5) подчеркнули значимость доктрины, а не верности Учителю, для духовного роста, и, вероятно, переосмыслили концепцию успеха[52]. Несомненно, их расчет оправдался: иначе как объяснить невероятную популярность Ошо спустя двадцать лет после его смерти? Продано намного больше книг, фотографий с его изображением, аудио- и видеозаписей его бесед с учениками, чем при жизни гуру. Ашрам в Пуне приобрел статус духовной организации, именуемой "Международной коммуной Ошо", которая действует через разветвленную сеть центров по всему миру. Медитативный курорт в Пуне и мультиниверситет Ошо предлагают целый комплекс духовных практик и оккультных методик: от медитации, йоги и нетрадиционной медицины (хиропрактики, акупунктуры, гипноза и НЛП) до чэннелинга, гадания на картах Таро и шаманских ритуалов[53].
    Российские Ошо центры не являются исключением: помимо традиционной динамической медитации, тантры (для пар) и других методик, применяемых со времен Раджнишпурама, санньясины увлекаются суфийскими и даосскими практиками (рейки, цигун), а также трансерфингом реальности В. Зеланда, поскольку умение «позитивно мыслить» вполне отвечает характеристикам нового человека в духе Ошо. В настоящее время стать саньясином нетрудно — достаточно заявить о своем желании следовать учению Ошо и пройти регистрацию на сайте http://sannyasin.org/, подобрав себе индуистское имя.  Можно также получить инициацию непосредственно от саньясинов в российских Ошо коммунах или медитативных лагерях, которые регулярно проводятся в Индии, Непале, России и других странах[54]. Неофиты обязаны ежедневно медититировать, предполагается, что они также совершат поездку в Пуну.
    Сегодня коммуны и центры Ошо, верные идеалам своего покойного учителя, продолжают подстраиваиваться под запросы современной аудитории, вбирая в себя наиболее популярные идеи движения Новой Эры, и тем самым привлекая все больше потребителей «безрелигиозной религии» Раджниша.

Учение Ошо с точки зрения христианства

 
Бог
Ошо проповедует монизм индийской философской системы Адвайты-веданты: «Бог — это не личность, а беспристрастная энергия, действующая по своим законам… в этом мире материя и сознание — не две отдельные  вещи… В реальности материя и сознание не отличаются; это разные проявления одного и того же»[55]. Бог — Личность (Ин. 3:16), Он сотворил человека по образу и подобию Своему; человек не является одним целым с Богом (Быт. 1,2; Еф. 2:10). Бог возлюбил людей и отдал Сына Своего Единородного на смерть ради искупления их грехов (Ин. 3: 16-17). Иисус Христос умер, воскрес и ходатайствует перед Богом за людей на небесах (Рим. 8:34-39).
Христос
Ошо предлагает эзотерическое понимание личности, жизни и служения Иисуса Христа. Прежде всего, он отделяет Иисуса как личность от Христа как Просветленного Учителя: «Иисус стал Христом на кресте, когда он сказал: „Да свершится воля твоя“»[56]. Для него Иисус — не единородный Сын Отца, а фанатичный невротик, свято верящий в свою спасительную миссию[57]. Он утверждает, что духовные знания пришли к Иисусу от индусов и мистиков-есеев, которые понимали, что такое просветление в традиции Веданты. Иисус якобы никогда не воскресал, поскольку и не умирал на Голгофе, а удалился в Кашмир, где дожил до глубокой старости как архат[58]. Иисус Христос  — Сын Божий, одно с Отцом, воплотившийся в человека и принявший смерть ради спасения людей (Ин.3:16; 10:30, Кол.1:12-17). Он — искупитель и судья мира (1 Ин. 4:14, Евр. 9:11-15, Мф. 25:31-37), пострадавший за грехи человечества на кресте, воскресший на третий день и вознесшийся на небеса (Лк. 24:45-48, Деян. 2:29-36, 1 Кор. 15:1-8).
 
Грех и спасение
Следуя восточной традиции, Ошо отождествляет спасение с просветлением. «Свобода, мокша — вот главная цель. Иисус называет ее Царством Божьим»[59]. Освобождение достигается через осознание того, что собственное «я» — иллюзия и реально только единство Брахмана. Ошо искажает слова Иисуса Христа в Мф. 3:2, когда говорит ученикам: «Вернитесь, ибо приблизилось Царство Небесное»[60]. С его точки зрения библейский призыв к осознанию своей греховности, покаяние и примирение с Богом нужны только для того, чтобы заставить человека испытывать чувство вины[61]. Покаяние бессмысленно, т.к. Веданта утверждает, что человек невежественнен, но не грешен[62]. Ошо говорит не о возвращении к Отцу и примирению с Ним, а об осознании того, кем является человек, т.е. независимым существом с божественным потенциалом, ожидающим реализации: «Я не хочу обратить кого-то в христианство — это бессмыслица и ложь. Я хочу превратить каждого в Христа. И это возможно, ведь в каждом из вас таится его зерно»[63]. Человек — творение Бога и не может стать Им (Быт. 1,2; 3:22-24; Еф. 2:10). Человек согрешил в Адаме (Рим. 5:12), и поэтому все люди лишены славы Божьей (Рим. 3:23). Человек нуждается в осознании своей греховной природы и примирении с Богом (2 Кор. 5:20). Всякий верующий в Христа получит прощение грехов (Деян. 10:43); праведность человеку вменяется по вере в Христа (Рим. 4:23-25; 5:1-2).
Спасение не является слиянием с Брахманом, поскольку сознание и материя не тождественны. Человек тленен (Быт. 3:19); ему суждено один раз умереть и предстать перед судом Божьим (Евр. 9:27). Библия осуждает безнравственное поведение и вседозволенность (Пс. 69:27-28, Мф. 7:13, 1Ин. 3:4, Гал. 5: 19-21, 1 Кор. 6:18-20, Кол. 3:5-6). Земные отношения с Богом определяют дальнейшее местопребывание человека (Мф. 13:40-42, Ин. 3:18, Деян. 15:11, Рим. 8:1-13).
Познание истины и духовный рост происходят через веру, молитву, изучение Слова Божьего и исполнение заповедей (Ин. 5:24; 2 Тим. 3:14-17; Кол. 4:2; Втор. 11:18-21; Мф. 22:37-40; Гал. 5:22, 23), а не медитацию, использование различных психотехник и тантрический секс.
 
  


[1] Формальная дата основания духовного движения, начало инициации учеников.
[2] Mather G.A., Nichols L.A. Dictionary of Cults, Sects, Religions, and the Occult. Zondervan, 1993.
[5] Sarkar S. Osho goes to Russia, with love from Nepal. Indo-Asian News Service. August 8, 2005. Цит. по www.sannyasworld.com
[6] Ошо-центры СНГ. http://oshogid.ru/page_91.html (16.03.2011)
[8] Mather G.A., Nichols L.A. Dictionary of Cults, Sects, Religions, and the Occult. Zondervan, 1993.
[9] Ошо санньяса — как её получить. http://oshoworld.ru/forum/viewtopic.php?t=4415
[10] Библия Раджниша. Т. 3, книга 2. www.koob.ru/osho/bibliya_radzhnisha_tt_1-2-3
[11] Urban H.B. Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich. The Spiritual Logic of Late Capitalism. In Gurus in America. State University of New York Press, 2005.
[12] Автобиография духовно неправильного мистика. Весь, 2009. С. 209.
[13] Там же. С. 287.
[14] Urban H.B. Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich. The Spiritual Logic of Late Capitalism. In Gurus in America. State University of New York Press, 2005.
[15] Там же.
[16] Grossman L.K. The Story of a Truly Contaminated Election. Columbia Journalism Review. January/February 2001.
http://web.archive.org/web/20020614093959/http://www.cjr.org/year/01/1/grossman.asp 
[17] Urban H.B. Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich. The Spiritual Logic of Late Capitalism. In Gurus in America. State University of New York Press, 2005.
[18] Melton G.J. Osho Commune International. In Encyclopedia of American Religions. Gale, 2003. См. также Автобиография духовно неправильного мистика. Весь, 2009.
[19] Mistlberger P.T. The Dangerous Three Magi: Osho, Gurdjieff, Crowley. O Books, 2010.
[20] Ошо. Гусь снаружи. Ответы на вопросы (1-10 марта 1981 года). Osho International Foundation, 1981. www.osho-book.ru/book53.html#
[21] Carter L. Charisma and Control in Rajneeshpuram. Cambridge University Press, 1990.
[22] Впервые Раджниш опробовал свой метод динамической медитации в апреле 1970 г. под Нарголом. Одной из участниц этого медитативного лагеря была Нирмала Шривастава (Шри Матаджи Нирмала Дэви), будущая основательница культа Сахаджа йоги.
[23] Ошо. Динамическая медитация. www.yugzone.ru/osho.htm
[24] Mistlberger P.T. The Dangerous Three Magi: Osho, Gurdjieff, Crowley. O Books, 2010.
[25] Вильгельм Райх (1897-1957) — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, первый ассистент З. Фрейда.
[26] Например, семинары по «гурджиевским танцам» организует Центр медитаций Свами Дарши www.darshi.ru/gurd/  
[27] Ошо. Тантра. Высшее понимание. www.yugzone.ru/osho.htm
[28] Ошо. Горчичное зерно. Комментарии к пятому Евангелию от св. Фомы. София, 2010. С. 327.
[29] Ошо. Автобиография духовно неправильного мистика. Весь, 2009.
[30] Ошо. Мистический опыт. www.yugzone.ru/osho.htm
[31] Ошо. Мятеж. Революция. Религиозность. www.yugzone.ru/osho.htm
[32] Ошо. Гусь снаружи. Ответы на вопросы (1-10 марта 1981 года). Osho International Foundation, 1981. www.osho-book.ru/book53.html#
[34] Ошо. Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Т. 3. Rajneesh Foundation, 1976.
www.yugzone.ru/osho.htm
[35] Там же.
[36] Ошо. Автобиография духовно неправильного мистика. Весь, 2009.  С. 173.
[37] Ошо. Йога — сила духа. Книга 1. Беседы по сутрам Патанджали. Osho International Foundation, 1977. www.yugzone.ru/osho.htm             
[38] Tantra in Practice. White D.G. (Ed.) Princeton Readings in Religion Series. Princeton University Press, 2000.
[39] Urban H.B. Tantra: Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. University of California Press, 2003.
[40] Ошо. Вигьяна Бхайрава. Тантра. Книга тайн. Новый комментарий. Т. 2, 1993. www.yugzone.ru/osho.htm             
[41] Ошо. Тантра. Энергия и Экстаз. www.yugzone.ru/osho.htm
[42] Osho. Yoga: The Alpha and the Omega. V.10. www.messagefrommasters.com/Ebooks/Osho_Books_on_Yoga.htm
[43] Ошо. Тантра. Высшее понимание. www.yugzone.ru/osho.htm
[44] Urban H.B. Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich. The Spiritual Logic of Late Capitalism. In Gurus in America. State University of New York Press, 2005.
[45] Ошо. Тантра. Высшее понимание. www.yugzone.ru/osho.htm
[46] Ошо. Гусь снаружи. Ответы на вопросы (1-10 марта 1981 года). Osho International Foundation, 1981. www.osho-book.ru/book53.html#
[47] Ошо. Автобиография духовно неправильного мистика. Весь, 2009. www.yugzone.ru/osho.htm
[48] Роман Никоса Казандзакиса «Грек Зорба» издан в 1947 г.
[49] Ошо. Автобиография духовно неправильного мистика. Весь, 2009. С. 272.
[50] Carter L. Charisma and Control in Rajneeshpuram. Cambridge University Press, 1990.
[51] Там же.
[52] Goldman M S. When Leaders Dissolve: Considering Controversy and Stagnation in the Osho Rajneesh Movement. In Controversial New Religions. Oxford University Press, 2005. Pp. 134-135.
[54] Санньяса — как её получить. http://oshoworld.ru/forum/viewtopic.php?t=4415
[55] Ошо. Мистический опыт. www.yugzone.ru/osho.htm[56] Ошо. Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Т. 1. Rajneesh Foundation, 1976. www.yugzone.ru/osho.htm 
[57] Библия Раджниша. Т. 1, книга 1. www.koob.ru/osho/bibliya_radzhnisha_tt_1-2-3
[58] Там же. В буддизме хинаяны архат — это святой, освободившийся от «колеса перерождений», тот, кто достиг просветления и нирваны при жизни.
[59] Ошо. Горчичное зерно. Комментарии к пятому Евангелию от св. Фомы. София, 2010. С. 357.
[60] Ошо. Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Т. 1. Rajneesh Foundation, 1976. www.yugzone.ru/osho.htm
[61] Там же.
[62] Ошо. Горчичное зерно. Комментарии к пятому Евангелию от св. Фомы. София, 2010. С. 327.
[63] Там же. С. 455.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru