Основатель: Шри
Матаджи Нирмала Деви (Нирмала Шривастава)
(1923-2011)
Дата основания: май 1970 г.
Официальное
название: Сахаджа
Йога или «Вишва Нирмала Дхарма»
(«Вселенская
Чистая религия»)
Источники учения:
Официальные Интернет-издания: Российский веб-сайт
Сахаджа Йоги[1], «Еженедельная
Интернет-газета Сахаджа йогов
России и Ближнего Зарубежья»[2].
Центры: «Вселенский храм Сахаджа Йоги» находится в г. Нью-Дели (Индия). Информацию о Сахаджа Йоге можно получить в 67 странах мира[3]. В России, по утверждению организации, «на сегодняшний момент действует около 100 Городских Советов по распространению Сахаджа Йоги, членами Городских Советов являются около 800 Сахаджа йогов»[4]. Наиболее влиятельные сахадж-центры России – Москва, Тольятти и Санкт-Петербург.
Организационная структура: Сахаджа Йога появилась в России в 1989 г., зарегистрирована как религиозная организация движения «Вишва Нирмала Дхарма» в Санкт-Петербурге с 1996 г.[5] В декабре 2003 г. был создан Всемирный Совет по распространению Сахаджа Йоги, состоящий из 34 национальных лидеров и возглавляемый Шри Матаджи. В 2006 г. гуру утвердила состав Российского Национального Совета во главе с Дмитрием Коротаевым[6]. В РФ также действует отделение молодежного союза «Нирмал Сангха Юва Шакти» («Чистый Союз Молодых Энергий») под руководством Российского Совета Юва Шакти[7].
Деятельность: Филиалы движения «Вишва Нирмала Дхарма» регистрируются как общественные или благотворительные организации[8]. Во многих городах систематически проводятся встречи групп самореализации для начинающих, а также периодические публичные программы самореализации[9]. Российские Сахаджа йоги регулярно устраивают туры, фестивали, концерты и т.д.[10], многие посещают международные пуджи[11].
Распространение
учения
в России: Россия принимает
участие в Проекте «1000
лепестков», «который должен принести на российскую
землю
благословения
Божественности, внести вклад в общемировой процесс распространения
Сахаджа Йоги
и признания великой инкарнации современной эпохи – Шри Ади
Шакти
Нирмалы Деви»[12].
В задачу проекта входит проведение в тысяче городов России публичных
программ
самореализации и поддержание «заинтересованных
искателей» в
этих городах.
История создания
движения
Нирмала Шривастава родилась 21 марта 1923 г.
в
Индии в знатной семье и была крещена по христианскому обряду. В детстве
она
проводила много времени в ашраме
Махатмы
Ганди, друга и соратника ее отца, а затем принимала активное участие в
борьбе
за освобождение страны, что помешало ей пройти полный курс медицинского
образования. После обретения Индией независимости Нирмала вышла замуж
за Чандику
Прасада Шриваставу, будущего сэра Си Пи, сделавшего блестящую карьеру
дипломата
и впоследствии награжденного титулом рыцаря Британской империи.
Воспитав двух
дочерей, Нирмала Шривастава начала духовные поиски в традиции индуизма,
окунувшись в мир йоги, медитации и общения с гуру.
Нирмалу привлек Ачарья[14]
Чандра Мохан Джан (более известный под именем Раджниш и Ошо): он
проводил групповые
медитации, учил о чакрах, кундалини
и шактипат
(передаче духовной силы от гуру к ученику
взглядом,
словом, прикосновением или мысленно для спонтанного пробуждения энергии
кундалини). Шактипат
считается
началом духовной эволюции человека. Нирмала неоднократно посещала гуру
в Бомбее,
а в 1970 году присоединилась к сотням других последователей учителя в
лагере близ
Наргола. Там она пережила особое ощущение, которое Раджниш назвал
просветлением:
«Я видела Кундалини – изначальную силу внутри нас,
которая
есть Дух Святой в
нас…я чувствовала, что пропадаю, что меня больше нет. Есть
только благодать. Я
видела, как это все происходит со мной»[15].
Однажды гуру и его ученица остановились в
ашраме
у Свами Муктананды – представителя школы йоги, которая
придает
особое значение
шактипат и
известна
под названием Сиддха Йога, иногда Сахаджа Йога или Маха
Йога. К моменту их встречи Свами Муктананда уже активно пропагандировал
Сиддха Йогу
на Западе. Раджниш сообщает, что Нирмала не могла смириться с мыслью,
что такой
«шут» как Муктананда, достиг положения великого
духовного
учителя[16].
И она приняла решение стать гуру.
Считается, что Шри Матаджи пришла к
удивительному открытию, как сделать самореализацию доступной для
широкой
публики, 5 мая 1970 г. Свое учение Нирмала предположительно выстроила
по книге
Васанта Реле «Таинственная Кундалини», изданной в
1927 году[17].
Она соотнесла энергетические центры чакры
с нервными сплетениями автономной нервной системы, энергетические
каналы ида и
пингала нади
с
симпатической нервной системой, центральный канал сушумну
с парасимпатической нервной
системой, а муладхару,
где покоится в
свернутом состоянии сила кундалини – с крестцовой косточкой.
Нирмала Шривастава начала миссию по спасению
человечества с лечения внушением[18],
а в 1979 году объявила верным последователям о своей божественности:
«Но настал
день объявить, что Я – Та, Кто должен спасти человечество. Я
провозглашаю, что Я
– Ади
Шакти – Мать всех
Матерей, Изначальная
Мать, Шакти, чистейшее желание
Бога, которая воплотилась на этой Земле, чтобы придать себе смысл,
этому
творению, людям; и Я уверена, что посредством Моей Любви, и терпения, и
Моих
Сил. Я достигну этого. Сейчас Я пришла во всей полноте и с совершенными
Силами.
Я пришла на эту Землю не только ради спасения людей, не только ради их
освобождения, но и для того, чтобы принести им Царство Небесное
–
Радость,
Блаженство, то, что ваш Отец желает даровать вам»[19].
Сахаджа
Йога – медитативная
практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая
достичь
следующей ступени в человеческой эволюции[20].
«Сахаджа
Йога позволяет каждому стать
своим собственным Духовным руководителем», – утверждает Шри
Матаджи[21].
В книге о Сахаджа Йоге она раскрывает суть самореализации:
«Во
всех писаниях
говорится, что есть всепроникающая энергия Любви Бога (Парамчайтанья).
Это
тонкая энергия, которая выполняет всю живую работу и которую нельзя
почувствовать на [обычном] уровне человеческого осознания. Сахаджа Йога
означает, что искатель истины (садхака) имеет от рождения право
получить
самореализацию… спонтанно. Самореализация, или познание
Себя,
– это цель
эволюции человека, а также всех религий. Это последний прорыв, которого
человек
должен достичь, и для этого у него в спинном и головном мозгу имеется
совершенный живой механизм… Когда Кундалини поднимается, то
в
осознании
человека начинается новый жизненный процесс, ведущий к духовному росту.
Это
развитие духовной жизни представляет новое состояние, в котором человек
начинает расти в его врожденной Божественности. Это просветляет
физическое,
психическое, эмоциональное и духовное существо человека»[22].
Член Всемирного Совета и активный
проповедник
Сахаджа Йоги Грегуар де Калберматтен провозглашает, что в Эпоху Водолея
каждый
должен понять смысл жизни. «Поверьте мне, только
самореализация,
ваше второе
рождение, ваше истинное Крещение даст подлинное знание тем, кто ищет
истину»[23]. От аскетических
техник святых и затворников,
медитирующих вдали от мирской суеты, мало пользы. Подлинно велики те
души,
которые вернулись, чтобы родится в падшем мире, и стать инструментами
великой
трансформации. Вибраторное осознание Сахаджа йогов ощущает всеобщий
упадок не
как конец света, а как начало Кали Юги, Золотого века. Самореализация
вводит
Сахаджа йогов в Царство, чьи громадные области еще не изведаны, но чьи
законы
уже объяснены Шри Матаджи: слушая Её, Сахаджа йоги проникают к
подлинному,
изначальному источнику знания[24].
Сахаджа
Йога благотворно влияет на развитие личности человека. Сахаджа Йога является практическим знанием,
которое помогает человеку развивать личность. Она учит анализировать
свои поступки,
мысли и действия, различать добро и зло, жить по законам
нравственности.
Работая над духовным ростом, самореализованный человек постепенно
освобождается
от отрицательных черт характера, вредных привычек, зависимостей,
страхов,
болезней
и проблем.
Сахаджа
Йога не имеет возрастных или физических ограничений. Сахаджа Йогу могут практиковать люди любых
возрастных групп, она не требует выполнения труднодостижимых поз,
утомительных
физических упражнений и не зависит от сложения тела. В ее основе лежит
спонтанный
подъем Кундалини, медитация и самоанализ в сочетании с набором методик
по
очищению чакр с помощью огня, воды и земли, направленные на приведение
йога в
состояние эмоционального равновесия, повышения его уровня
самоосознания.
Сахаджа
Йога не накладывает на человека запретов.
Сахаджа Йога утверждает, что не контролирует частную жизнь человека,
круг его общения и повседневные занятия. В Сахаджа Йоге нет жестких
ограничений – собственный Дух ведет человека, йог
сам
отказывается от того
дурного, что в нем было.
Сахаджа
Йога помогает обрести друзей и найти спутника жизни. Сахаджа йоги объединяются в коллективы для
медитации и заботы о духовном росте. Шри Матаджи также заботится о том,
чтобы её
последователи создавали полноценные счастливые семьи и сама подбирает
для них
мужей и жен –
соединяет родные души,
о
которых известно только ей. Супруги – идеальные духовные
партнеры
– вместе несут
свою карму.
Официально Сахаджа Йога определяет себя как
мировоззрение, признающее божественную суть происхождения Вселенной[25].
Нередко о ней пишут как о научной философии, метанауке, созданной Шри
Матаджи, и
дающей новые знания в обход сегодняшней науки[26].
Однако в книге «Сахаджа Йога» в редакции 2006 года
Великая
Мать утверждает следующее:
«Сахаджа
Йога является конечной целью
каждой религии
любой формы. Она не ограничивается одной религией, а соединяет в себе
лучшее из
всех религий. Все истинные религии ведут к одной цели, которая
заключается в
получении знаний о себе через свое второе рождение…
Религии сейчас
располагают лишь частичными знаниями, которые необходимо дополнить и
доказать
их подлинность с помощью Сахаджа Йоги»[27].
О
предназначении Сахаджа Йоги Великая Мать
возвестила еще в
октябре 1988 г.:
«…мы должны
восстановить
истинную, чистую форму
религий.
Это та работа, которую предстоит
проделать. Привести религии к их чистейшей форме, а не придерживаться
формы,
созданной людьми. Религии изначально созданы не людьми, а инкарнациями,
а люди
сделали их искусственными…»[28]
Сахаджа Йога – культ,
возглавляемый гуру
Нирмалой Шриваставой и характеризующийся смешением элементов
индуистских
верований и религиозных практик, тантризма и учения Новой Эры. Сахаджа
йоги
почитают Нирвалу Шриваставу, или Шри Матаджи Нирмалу Деви (Уважаемую
Великую
Мать Чистую Богиню), как инкарнацию Святого Духа или Ади Шакти
(«Изначальную
Силу Бога» – верховную женскую ипостась Бога). Шри
Матаджи
пришла спасти
человечество в эпоху тьмы и неизвестности – Кали Сатьи.
Сведения о том, «кто она
есть» открываются
неофитам постепенно, чтобы не шокировать их информацией о том, что Шри
Матаджи
воплощает всех божеств и основателей мировых религий[29].
Все божества, пророки, святые подчиняются Шри Матаджи, ибо она их
сотворила и
находится с ними в постоянном общении. «Как я сказала вам
сегодня, необходимо,
чтобы вы почитали меня. И это поклонение неизменно, это условие
неизменно. Я не
могу изменить его. Христос уже говорил: ‘…всякое
против
меня вынесется, и проститься,
а кощунство против Духа не простится[30].’
Это серьезное предупреждение…очень
серьезное предупреждение»[31].
Шри Матаджи – всеведущая Великая
Мать, она
всегда права, только от нее исходят благословения. Беды и несчастья на
индивидуальном или коллективном уровне – результат
воздействия
«отрицательного»
или, в конечном итоге, неверия в ее сущность. Все природные катаклизмы
– будь-то
землетрясения, наводнения, пожары – возникают в результате
неодобрительного
отношения Шри Матаджи к чему-либо. Ее слово – закон, ее
взгляд
несет радость
благословения или горечь проклятия. Все, к чему она прикасается, священно[32].
Основной ритуальной практикой Сахаджа йогов
является поклонение Шри Матаджи (по фотографии или персонально во время
пудж) как
воплощению всех ликов Всевышнего Бога. С фотографией Матери следует
бережно
обращаться, не класть на пол, желательно обрамлять в серебро. Снимок
помещают
на алтарь, перед ним ставят цветы и сладости, зажигают свечу; на стекле
на лбу
Шри Матаджи рисуют тикку (красную точку) и свастику[33]
на ногах. Сахаджа йоги ежедневно читают молитвы и поклоняются Богине
перед
алтарем, т.е. совершают индуистскую пуджу.
Коллективное поклонение происходит в центрах
Сахаджа Йоги или ашрамах
и обычно
сопровождается просмотром видеозаписей с выступлениями или лекциями Шри
Матаджи. На массовые пуджи, организуемые в течение года по всему миру,
съезжаются только «утвержденные» йоги[34].
институционализация
Сахаджа Йоги
В 2003 г. супруг
Шри Матаджи, сэр
Си Пи, вынужден был поставить организацию в известность о том, что
помимо
гипертонии, сахарного диабета и ревматизма она страдает расстройством
психики,
проявляющимся в кошмарных галлюцинациях. Несколько
лет Шри Матаджи не могла передвигаться самостоятельно, ее возили в
инвалидном
кресле.
Обнародование
новостей о резком
ухудшении
состоянии здоровья Шри Матаджи повлекло за собой смятение в рядах
последователей, бунт лидеров, «чистку рядов» и
появление
новых структур в
Сахаджа Йоге. Находясь в здравом уме и твердой памяти, Шри Матаджи
никогда не
учреждала Советов. Но
в июне 2005 г. Всемирный
Совет по распространению Сахаджа Йоги укрепил власть, оформив отношения
с сэром
Си Пи и заменив «неприкосновенных» Национальных
Лидеров
Комитетами[40].
Организация «Вишва
Нирмала Дхарма» фактически
перешла в руки Мирового
Совета и членов семьи Шриваства — сэра Си Пи, дочерей
Кальпаны и
Садханы. В
2010 г. гуру упразднила и его, передала
все полномочия Мирового Совета Национальным Советам и рекомендовала
проводить
ротацию Национальных Советов каждые 3-5 лет.
К тому
времени в России уже
существовали коллективы Сахаджа йогов, которые не признавали
руководство местного
Совета и родственников
Шри Матаджи[41].
Диссиденты отрицали легитимность органов управления,
«созданные
членами семьи
Шри Матаджи для захвата учения и его искажения в соответствии с
собственными
невежественными представлениями о реальности», и обвиняли
свое
руководство во
лжи и стремлении укрепить власть своих коллективов путем манипуляции
рядовыми
Сахаджа йогами[42].
В результате
конфликта в российском
коллективе
было проведено расследование в отношении Координатора Совета Д.
Коротаева (г.
Тольятти). В отчете по результатам проверки, в частности, говорилось,
что авторитарный
стиль руководства привел к сокращению количества йогов до 8000-9000
тыс. и
создал в коллективе атмосферу, отвечающую признакам секты[43].
В июле 2010 г. на
совещании Национальных Координаторов Д. Коротаеву и его команде было
рекомендовано сложить с себя лидерские полномочия[44].
Сообщив об отставке, он,
тем не менее, провел в Тольятти свой фестиваль Сахаджа Йоги и
инициировал противостояние
между Мировым Фондом и ООО «Нирмал Систем»
(издательство и
интернет-магазин).
После кончины Шри
Матаджи, в марте
2011 г. Сэр Си Пи
демонстративно вышел из Попечительского Совета МОД «Сахаджа
Йога». В Москве, С.-Петербурге,
Тольятти и других городах открылись новые залы для коллективных
медитаций,
которые не являются частью прежней организации и признаны международным
сообществом. Однако юридически Д. Коротаев по-прежнему остается
Координатором МОД
и проводит мероприятия независимо от решений всемирного коллектива
Сахаджа Йоги[45].
В
настоящее время организация управляется Центральным Комитетом,
учрежденным в июле 2011 г., совместно с Национальными Координаторами и
членами
Совета; финансами и недвижимостью распоряжается Мировой Фонд Сахаджа
Йоги[46].
Представления
о Боге: Шри Матаджи
Нирмала Деви – воплощение силы
Бога всемогущего, в индуизме – инкарнация всего пантеона индийских божеств,
включая Брахму,
Вишну, Шиву, Дургу и Ганешу; в иудаизме – Иеговы, Авраама, Моисея, в
христианстве – Христа, Святого Духа, Девы
Марии; в буддизме –
Будды;
в исламе –
Мохаммеда, Хасана
и Хусейна, Хазрата Али и Фатимы.
«Итак,
Кундалини есть отражение Святого Духа, а Дух – отражение Бога
Всемогущего.
Всепроникающая энергия Любви – это энергия Первозданной
Матери,
которая
создаёт, растит и делает всю живую работу». Шри Матаджи
Нирмала
Деви, «Сахаджа
Йога»[47].
Представления
об Иисусе Христе: Иисус
Христос – божественная инкарнация, великая реализованная душа.
«…Он
– воплощение невинности.
Невинность – это полная чистота. Его тело было создано из
Матери-Земли. Это
значит, что у Него никогда не было бренного, преходящего
тела….
Поэтому, когда
Он умер, Он вознесся». Шри
Матаджи,
Лекция об
Агии-чакре,
«Для него [Христа[
все эти мучения были
ничем, потому что
целью Его жизни, Его пришествия, Его Инкарнации было открытие Агии
чакры». Шри Матаджи, Пасхальная Пуджа,
Представления об источнике веры: источник
веры – гуру Шри Матаджи Нирмала Деви.
«Мать – Та,
кто дает вам веру. Вы
должны молиться Ей. Вы должны упасть к Ее стопам. Вы должны поклоняться
Ей и
просить Ее: «О, Мать, дай нам веру». Шри
Матаджи,
Пуджа
Наваратри,
«Любой, у кого есть вера
в
Меня, может просить: «Мать, сделай это». И это
происходит.
Происходит! Вы
получили это право – просить все, что угодно!» Шри Матаджи, Пуджа
Наваратри,
Представления
о человеке: Собственный
Дух человека (Атма) является отражением Бога Всемогущего (Парамешвары).
«Человек
обладает Всепроникающей Энергией
Божественной Любви,
«столь тонкой, что мы
не можем Ее почувствовать. Она делает всю живую работу. И только после
самореализации вы можете почувствовать Ее. Впоследствии вы
почувствуете, что вы
– особый человек, избранный Богом Всемогущим. Вы становитесь
полностью
трансформированным. И это – ваше настоящее
крещение…» Шри Матаджи, Публичная программа,
Представления о праведности: сахаджа-йоги приобретают
праведность благодаря самореализации.
«Человек имеет встроенные внутри
себя десять
валентностей природы человека (человеколюбия), которые с пробуждением
Кундалини
становятся просветлёнными и делают его гармоничным, праведным и
поистине
внутренне (врождённо) религиозным». Шри Матаджи Нирмала Деви,
«Сахаджа Йога»[53].
Представления о предназначении
человека: самореализация, просветленное сознание,
установление Сатья Юги.
«Наша цель в этой жизни помочь
всем, кто
искренно находится в поисках Реальности, выполнять их предназначение
судьбы,
т.е. постигнуть Святого Духа». Грегуар де Калберматтен,
“The Advent”[54].
«Сатья Юга (Царство Божье) должна
быть
установлена Сахаджа йогами. Теперь они не одни, как наш Господь Иисус
Христос,
пророк Мухаммад, философ Сократ или другие инкарнации, провидцы и
реализованные
души. Их тысячи». Шри Матаджи Нирмала Деви,
«Сахаджа
Йога»[55].
Представления
о жизни после
смерти: действие
закона кармы, реинкарнация.
«Таким образом,
смерть – это
просто перемена жизни. Без смерти не могло бы быть и жизни. Это
равновесие
между ними двумя. Поэтому Сахаджа йог не должен бояться смерти. Потому
что,
если ему надо умереть, это будет всего лишь другая жизнь, в которой он
отдохнет
какое-то время и вернется назад, с большим энтузиазмом, с большей
энергией». Шри Матаджи, Пуджа Шри Ганеше,
«Он
(Вишну)… ответственен за нашу
смерть.
Принципом жизни, конечно, является
Шива. Это он решает, куда вам пойти. Оставаться ли вам в преддверии
ада,
отправиться в ад или в рай – все эти решения принимаются с
помощью Маха Вишну,
то есть Христа. Эта работа делается, когда тело мертво. Она заключается
в том,
чтобы вывести из тела дух и поместить его в надлежащее
место». Шри Матаджи, Пуджа Шри Вишну,
Представления о
спасении: обретение
бессмертия посредством реализации, управление душой после смерти.
«Но вы не знаете, что
получили
вечную жизнь. Вы никогда не сможете умереть. Смерть – это не
исчезновение этого
тела. Смерть – это когда у вас нет никакого контроля над
своей
душой. Став
реализованной душой, Вы обретаете способность управлять своей душой и
можете
отправить ее в любое место, где вам захочется родиться. Это, если вам
захочется
рождаться. Если же вы не захотите рождаться, то не будете делать
этого». Шри Матаджи, Пуджа Сахасраре,
Представления о
Последнем Суде: сила
Кундалини и сам человек будут судить его.
«Человек становится сам себе
судьёй. Это
Последний Суд, когда каждый будет судить самого себя. Кундалини будет
судьёй.
Только после этого Суда люди будут поделены на тех, кто достиг
состояния
Самореализации и тех, кто его не достиг», Шри Матаджи Нирмала
Деви, «Сахаджа
Йога»[59].