Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Движение Новой Эры: взгляд изнутри

Термин «Новая Эра» (Новый Век, Нью Эйдж) описывает широкое движение конца двадцатого века в современной культуре, для которого характерен индивидуальный эклектичный подход к духовным поискам. В совокупности движение Новой Эры обладает атрибутами религии, однако в настоящее время оно больше представляет собой развитую сеть духовных учителей, народных целителей и искателей истины.

Наиболее ярко Движение Новой Эры проявляется в процессе обмена идеями, например, в специализированных книжных и музыкальных магазинах, или на ярмарках. «Новая Эра» также обозначает сегмент рынка, внутри которого товары и услуги под этим брендом продаются последователям движения.

Формальных границ членства в движении не существует; последователями Движения Новой Эры можно назвать тех, кто, наиболее вероятно, «опробовали» множество разнообразных учений и практик и сформулировали собственные взгляды, основанные на личном опыте. Отвергая пример организованной религии, приверженцы Новой Эры, как правило, выстраивают собственное духовное путешествие на основе материала, заимствующегося по мере необходимости из мистических традиций всех или большинства мировых религий, в том числе шаманизма, неоязычества и оккультизма.

Большинство практик и взглядов Новой Эры можно охарактеризовать как одну из форм альтернативной духовности или альтернативной религии. Даже методики нетрадиционной медицины зачастую содержат некоторое духовное измерение — например, холистическая интеграция тела, духа и разума.

Поскольку термин «Новая Эра», как правило, ограничивается контекстом культуры, в котором доминируют иудео-христианской традиция и философия позитивизма, употребление понятия «альтернативный» (в отношении религии и / или науки) обычно намекает на противостояние с доминирующими убеждениями. Таким образом, многие идеи и практики Новой Эры содержат либо явную, либо подразумеваемую критику институционализированного христианства — акцент на медитацию показывает, что простая молитва и вера недостаточны. Вера в реинкарнацию (которую разделяют не все последователи движения) также бросает вызов традиционному христианскому учению о посмертном существовании.

По материалам статьи «Движение Новой Эры» (“New Age Movement”), портал «Гид по Новой Эре» (“New Age Guide”). Сайт посвящен вопросам Движения Новой Эры, духовности, религии, таинственного, кармы, медитации и другим аспектам личного духовного поиска.

Цитаты из литературы Движения Новой Эры:


Benjamin CremeМы входим в новую эпоху, в эпоху Водолея. И это, естественно, астрономическое, а не астрологическое событие. Оно связано с формируемой в настоящее время в космосе связи между нашей солнечной системой и созвездием Водолея. В течение последующих 2350-2500 лет мы будем находиться под воздействием космической энергии Водолея, которая преобразит всю жизнь на планете. Это синтезирующая энергия: она притягивает, смешивает и сплавляет. Тогда как энергия Рыб, заканчивающейся сейчас эпохи, разделила и расколола мир. Этот процесс будет продолжаться, и постепенно человечество осознает реальность своей духовной природы.Духовное — это то, что приводит людей к более высокому жизненному состоянию, будь то на физическом, эмоционально-астральном, ментальном, духовном или душевном уровне. Все, что идет на благо человека в основе своей является духовным, и это не только прерогатива религии. Религиозный путь — только один из путей. Значит, мы обязаны создавать политические, экономические и социальные структуры, в основе которых лежит духовный замысел.Истинное Я ни капли не интересует, кто вы такой: христианин, буддист, мусульманин, индус, или вообще нерелигиозны; важно то, что вы осознаете свое Я и даете возможность этому Я проявиться, что вы идентифицируете себя с этим Я, которое едино с Богом. Самореализация является Богореализацией. Если вы практикуете правильное отождествление и беспристрастие, вы неизбежно придете к Самопознанию, которое ведет к Самореализации. Это не вера, не религия, не идеология, а то, в чем заключается благо для всех людей и, в сущности, истинная цель жизни.

Бенджамин Крим. Учение Вечной Мудрости. Введение в духовное наследие человечества(B. Creme. The Ageless Wisdom Teaching. An introduction to Humanity’s Spiritual Legacy, 1996. PP. 39, 46, 48).


S.MacLaineЯ полагаю, что мой интенсивный поиск себя был мотивирован интуитивной уверенностью, что отражения всего сущего заложены во мне самой. Все мое любопытство в отношении внешнего мира, на самом деле, касалось меня самой. Если бы я могла познать себя, я бы могла познать вселенную.

Так как новая физика и древние мистики в наши дни, похоже, пришли к согласию — при наблюдении за миром и населяющими его существами, становится понятно, что мы на самом деле только танцуем с нашим собственным сознанием. Все, что мы чувствуем, думаем и приводим в действие взаимосвязано со всем тем, что чувствуют, думают и приводят в действие все остальные. Мы все участвуем в танце.

Когда я начала смотреть на мир с кармическим сознанием, знание того, что мы все создаем наши собственные пути в соответствии с нашей свободной волей, заставило меня признать космическую справедливость во всем. Я поняла, что во всех событиях преднамеренно заложено добро, если я позволяла им открыть путь опыта и понимания.

Может потребоваться вечность для полного осмысления и реализации моего «я. Но когда это осознание будет достигнуто, я полностью сравняюсь с этой невидимой Божественной Силой, которую мы называем Богом.

Для меня теперь отрицать эту Божественную Силу будет равносильно отрицанию того, что я существую.

Я знаю, что я существую, следовательно, Я ЕСМЬ.

Ширли Маклейн. Танец во свете
(S. MacLaine, Dancing in the Light, 1986)


Диктовка от 23.11.04

  1. Leonid Ivanovich Maslov...Духовный Мир является основным Миром, в котором формируется сущность человека или, другими словами, формируется Душа, вечная Душа Человека.
  2. В этом Мире создаются условия становления Духовной части человека (Души) в виде подобия Бога, способного управлять и владычествовать над объектами планетарного масштаба.
  3. Духовный Мир есть колыбель создания человека, Духовный Мир есть Дом его, место пребывания, которое в Материальном Мире называется Раем!
  4. Духовный Мир для материального человека – это есть Рай, место Счастья и Любви, воспринимаемое в Материальном Мире, как недосягаемое, виртуальное место, информация о котором поступает только от людей, прошедших условия клинической смерти.
  5. Но Духовный Мир не виртуален: есть проявления его в Материальном Мире, которые Я даю в достатке. Но только слышащие Меня или люди, обладающие уникальными способностями, могут ощущать Моё присутствие, в том числе и через Моих помощников.
  6. Проявлений не только самого Духовного Мира, а присутствие Моих духовных помощников и обычных людей, находящихся “Там” (за Гранью), достаточно много, и контакт связи может быть установлен достаточно просто – через контактёров и зафиксирован высокоточными физическими приборами.
  7. Основа Духовного Мира – это волновые процессы, это энергия другого, более высокого уровня развития пространства, частично определяемая человеком, как виды наноэнергии Материального Мира.
  8. На стыке нанотехнологий фиксируется контакт Духовного и Материального Миров. [...]
  1. Вечная Душа Человека, формирующаяся для следующего витка спирали Пирамиды Моей, для Мира Разума, периодически возвращается на первый уровень Пирамиды, в Материальный Мир, для прохождения обучения и накопления багажа Знаний первого уровня.
  2. Души людей, прошедшие испытания и имеющие достаточный (необходимый) объём Чаши Разума, переходят на следующий виток развития, уже не возвращаются в Материальный Мир никогда, а возвращаются периодически из Мира Разума в Духовный Мир для проверки и пополнения Знаний Высшего уровня!

Со-Знание и реальность (Диктовка от 02.06.13)

  1. Ваша внешняя оболочка не приспособлена к Новым высоким вибрациям, поэтому, повторяю, всякая надежда на самостоятельное спасение без Моей Помощи – просто утопия, которая уже оказывала “медвежьи услуги” всем предыдущим, поверьте, очень развитым цивилизациям на Планете Земля!
  2. Главный вывод, который должны вынести для себя люди, заключается в том, что без эволюции, или совершенствования, Со-Знания на Тонком плане не может быть даже разговоров о спасении, поэтому Моё такое долгое Обращение к людям Планеты через Славян-Ариев ЕСМЬ МОЁ ЖЕЛАНИЕ спасти упрямое и неверящее человечество от уже неминуемой гибели!
  3. Поверьте, обещанные Мной супертехнологии (или гигантский научный прорыв) не могут быть переданы людям до тех пор, пока их Со-Знание продолжает развиваться по горизонтали, ибо материализация Со-Знания не может быть задачей тех, кто был СОТВОРЁН Самим Абсолютом, потому что Вектор развития (Со-Знания) людей был определён Мной, как Вектор ВОЗНЕСЕНИЯ и полного отказа от Материи Плотного плана!
  4. Повторяю: современные люди уже понимают, что и Пространство, и сам человек являются ОТКРЫТЫМИ многоуровневыми системами, вовлечёнными в ЕДИНЫЙ процесс эволюции Пространства, поэтому многим из них должно быть понятно, что без ЭВОЛЮЦИИ Со-Знания уже не обойтись, ибо СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Со-Знания является тем единственным путём, который был предопределён каждому человеку Самим Абсолютом!
  5. Со времён Иисуса Христа человечество, казалось бы, должно было начать своё ДУХОВНОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ до уровня ХристоСознания, однако сама история с Христом, да и все последующие исторические события показали совершенно противоположное. Оказалось, что человечество так и не усвоило уроки Высокой ВЕРЫ и Высокого Со-Знания Тонких Миров, которые были преподнесены миру Совершенным Со-Знанием Человека-Бога!

Л. И. Маслов.
Откровения людям Нового Века.

 

Светское религиоведение о Движении Новой Эры

Olav HammerИсторик религии Олаф Хаммер (профессор университета Южной Дании) определяет Новую Эру как широкую сеть людей, изначально объединенных утопической идеей наступления Эры Водолея. Спустя десятилетия она все меньше напоминает движение; Новая Эра трансформировалась из сравнительно устойчивой сети единомышленников в «форму коллективного поведения». Вера в наступление новой эпохи значительно ослабла, и термин «Новая Эра» к настоящему времени утратил первоначальное смыслообразующее значение. Тем не менее, профессор Хаммер отмечает, что если движение Новой Эры пошло на убыль, то ее религиозность, напротив, «не проявляет никаких признаков исчезновения». На основе анализа литературы движения он сформулировал девять доктринальных положений, характерных для Новой Эры:

  1. Постулат о единстве и неразрывности мироздания.
  2. Холизм: учение о том, что внутренние состояния, отношения к чему-либо и/или убеждения играют главную роль в формировании обстоятельств существования человека.
  3. Монизм: Вселенную наполняет нематериальная сила или энергия.
  4. Человек представляет собой единство тела, разума и духа. Множество жизненных проблем можно решить только с помощью холистического подхода к этому единству.
  5. Холизм в отношении окружающей среды: сочетание экологического и духовного сознания способно устранить беды, причиненные человеком Земле.
  6. Каждому человеку отведена уникальная роль в единой Вселенной, ее можно распознать, прибегнув к различным практикам — от магии до медитации.
  7. Человек эволюционирует не только в процессе нынешнего существования, но и в череде последующих жизней.
  8. Основные истины (а также другие идеи) открываются человеку не только в ходе рационального мышления, но и с помощью других средств, таких как личный опыт или заимствование духовности из религий не-западных культур.
  9. Тот или иной способ получения этих знаний присущ только одному конкретному человеку; переживания и чувства являются основными проводниками на его духовном пути, и так как все люди разные, любые пути верны.

Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology
from Theosophy to the New Age.
Brill, 2001. PP. 73-77.


Wouter HanegraaffГолландский исследователь Воутер Ханеграаф (президент «Европейского общества изучения западной эзотерики» (2005-2013), профессор университета Амстердама) называет Движение Новой Эры религией и перечисляет его отличительные особенности:

  1. Для последователей Новой Эры нехарактерна «посюсторонность» по отношению к реальности (в отличие от неоязычества, ориентированного на «посюсторонность»).
  2. Холизм преобладает во всех формах мышления Новой Эры и подчеркивает универсальную взаимосвязь всех вещей, независимо от того лежит ли в их основе общая творческая сила Источника Бытия или нет. Этот вид холизма занимает центральное место в представлении Новой Эры о природе мироздания и понимании взаимоотношения человека с Вселенной и Богом.
  3. Последователи Новой Эры считают эволюцию не произвольным, а творческим процессом. Идея универсального процесса эволюции сознания, в течение которого души развиваются, задавая уроки самим себе, играет важную роль в понимании смысла существования, жизни после смерти и этике верующих.
  4. Эволюция сознания приводит к совершенному знанию или озарению, при котором осознание собственного «Я» и осознание Бога тождественны. В целях эволюции разум создает «значимые иллюзии», которые содержат духовные уроки. В конечном счете, все реалии (внутренние миры, «высшие» сферы, а также «обыкновенная» реальность) создаются «разумом». Основной положение Новой Эры о том, что мы «творим нашу собственную реальность», непосредственно вытекает из идеи эволюции сознания.
  5. Ожидание грядущего Нового Века — от умеренного улучшения состояния общества вплоть до идей о всеобщем блаженстве — непосредственно отражает критическое отношение Новой Эры к мировоззрению, доминирующему в современной культуре.

Hanegraaff W. J. New Age Religion and Western Culture:
Esotericism in the Mirror of Secular Thought.
Brill, 1996. PP. 365-366.


Robert EllwoodАмериканский историк религии Роберт Эллвуд (профессор Университета Южной Калифорнии (1967-1997), член Теософского Общества Америки и священник Либеральной католической церкви) полагает, что Новая Эра — это современное выражение западной духовной традиции, восходящей к эпохе античности.

Альтернативная духовность неоднократно проявлялась в истории: в оккультизме розенкрейцеров эпохи просвещения, в масонах восемнадцатого века, в спиритизме и теософии девятнадцатого века. Несмотря на всю многоликость, эта традиция имеет ограниченный набор основных тем, начиная с неоплатонической концепции иерархической Вселенной и заканчивая безличным Абсолютом монизма, которой управляет миром с помощью закона. Монистические представления о духе и материи во Вселенной делают возможной, в соответствии с неоплатоническими «подобиями», связь человека с космосом посредством астрологии, веры в силу минералов, квазимагических манипуляций с «энергиями» и т. д.

Убеждение, что человеческое существо, как и всю вселенную в целом, следует понимать не в упрощенном дуальном и механистическом смысле, а как совокупность материи, разума и духа, лежит в основе веры в «холистическое» и «альтернативное» исцеление. В то же время оно подчеркивает независимость и суверенитет духовного или тонкого компонента, способного покидать грубую телесную оболочку. Эта способность объясняет типичный для Новой Эры интерес к выходу из тела, клинической смерти и реинкарнации.

Наконец, допущение существования отдельных духовных существ, позволяет альтернативной духовности персонифицировать Вселенную, предлагая набор посредников между безличным Абсолютом и миром людей, таких как Вознесенные Мастера (Махатмы), неоязыческие божества, привидения, НЛО «космических братьев» и каббалистические ангелы церемониальной магии.

Ellwood R. How New is the New Age? In Perspectives on the New Age.
(Lewis J. R., Melton J. G. Eds.), State University of New York Press, 1992. PP. 59-60.

 

Христианское богословие о Движении Новой Эры

James SireХристианский философ и богослов Джеймс Сайр (профессор Университета Миссури) выделяет следующие принципы мировоззрения Новой Эры:

Какова бы ни была природа бытия, во главе угла стоит личностное «Я», которое и есть первичная реальность. Несмотря на то, что космос един в себе, он проявляется в двух измерениях: видимом мире, доступном обыденному сознанию, и невидимом, достигаемом посредством измененных состояний. Главный опыт в философии Новой Эры — это «космическое сознание», в котором обычные категории пространства, времени, морали имеют тенденцию к исчезновению. Физическая смерть не означает уничтожения «Я». В момент переживания «космического сознания» страх смерти исчезает. Метафизический вопрос о природе реальности решается в трех основных плоскостях: 1) согласно оккультной версии; 2) согласно психоделической версии; согласно релятивистской версии, «космическое сознание» — это осознание активности разума, использующего одну из многих необычных моделей реальности, и ни одна их которой не является более «истинной», чем другая.

Сайр Дж. Парад миров. Типология мировоззрений.
«Мирт», 1997. С. 170-187.


A Crash Course on the New Age Movement: Describing and Evaluating a Growing Social Force. E.MillerГлавный редактор Christian Research Journal Magazine Эллиот Миллер, автор книги «Ускоренный курс по Движению Новой Эры» (A Crash Course on the New Age Movement) полагает, что Движение Новой Эры — это крупная, слабо структурированная сеть, «сотканная» из организаций и отдельных лиц, объединенных общими ценностями, основанными на мистицизме и монизме, и общим видением прихода «новой эпохи» мира и массового просвещения, «Эры Водолея».

В метасети Новой Эры существуют сотни мелких (а иногда и довольно крупных) сетей и движений, охватывающих широкий спектр интересов. Разного рода движения (например, движение сознания, движение за холистическое здоровье, движение за раскрытие человеческого потенциала) внесли не меньший вклад в дело развития философии Новой Эры, чем восточные гуру и западные учителя, передающие оккультные знания. Однако участие в одном из них не всегда означает сознательное или фактическое участие в Движении Новой Эры в целом. Далеко не все восточные / гностические группы верят в наступление Новой Эры или принимают участие в деятельности сети (например, кришнаиты и последователи «Христианской науки» не могут считаться частью Движения Новой Эры, несмотря на сходство многих воззрений).

Приверженцы Движения, как правило, тяготеют к эклектике: они черпают знания и практики, которые считают наиболее подходящими для себя, из многих источников. Длительные отношения и исключительная преданность одному учению, гуру или технике не является нормой. На своем духовном пути они движутся от одной методики к другой, от одного подхода к другому, и таким образом к «целостности».

Miller E. The New Age Movement — What Is It?


Roh RhodesАпологет Рон Роудс (президент организации «Рассуждая по Писанию») отмечает, что последователи Новой Эры уважают других людей, ценят жизненные удовольствия, культуру и всю Вселенную в целом. Несмотря на то, что мировоззрение Новой Эры (представления о Боге, человеке и спасении) основано на индуизме, эта установка противоречит классическому источнику, проповедующему отречение от привязанностей к иллюзорному миру.

Rhodes R. New Age Movement.
Zondervan Publishing House, 1995. P. 12.


Миллер также указывает на различия между восточным мистицизмом и мировоззрением Новой Эры:

  • Пользование благами цивилизации, а не отречение от мира.
  • Наличие общественного сознания, стремление спасти планету и усовершенствовать общество.
  • Желание как земного, так и духовного наполнения.

Миллер отмечает ориентированность на языческую форму поклонения, противопоставляющую строгость и поиск «горнего» радости и приземленности. Он подчеркивает, что «Движение Новой Эры — это сложное, современное представление того же древнего духовного царства, которое всегда находилось в противостоянии с царством Иисуса Христа (Деян. 13: 8-12)».

Miller E. The New Age Movement — What Is It?


Движение Новой Эры и «Новое мышление»:
сходства и различия

По материалам книги Алана Андерсона и Деборы Уайтхауз «”Новое мышление”: Практическая американская духовность» (C. Alan Anderson and Deborah G. Whitehouse. New Thought: A Practical American Spirituality. AuthorHouse, 2003).

Общие черты «Нового Мышления» и Новой Эры

Последователи «Нового Мышления» и Новой Эры верят в прямую связь с Высшим, хотя могут понимать его по-разному. Ни те, ни другие не жалуют иерархические структуры, воспринимают мужчин и женщин как равноправных партнеров, и признают женщин в роли лидеров. Большинство из них верят в реинкарнацию, потому что ощущают, что не способны узнать все, чему должны научиться, в течение одной жизни.

Оба движения оптимистичны по духу, в основном потому, что большинство из них верят в благого Бога, в то, что все люди являются частью Бога, или, по крайней мере, несут в себе искру божественного. Последователи Новой Эры также полны надежды на преобразование общества и планеты. «Новое Мышление» принимает, как и Новая Эра, древний герметический принцип: «Что вверху, то и внизу». Небеса в интерпретации «Нового Мышления» понимаются как «состояние разума», а земля является отражением этого состояния, т.е. что «в голове, то и проявленной реальности». В символической интерпретации, Небеса есть превознесенное состояние сознания, поразительное ощущение всеобщего единства, к которому стремится мистик. Чарльз Филлмор, «создатель практического христианства», определяет ее как «состояние сознания, при котором и душа и тело находятся в гармонии с Божественным Разумом». Все метафоры Иисуса о небесах — это попытки объяснить необходимость дисциплинировать свои мысли, отсеивать отрицательные и культивировать положительные; например, притчи о драгоценной жемчужине, плевелах и пшенице, о семенах, посеянных в разных местах с различными результатами. Новая Эра разделяет интерес «Нового Мышления» к аллегории и метафоре, а покойный Джозеф Кэмпбелл, выдающийся исследователь мифологии, является популярным автором среди последователей Новой Эры.

В значительной степени заимствуя идеи «Нового Мышления», Новая Эра говорит о присутствии только одной Силы во Вселенной, которая есть благо (хотя небольшое количество людей верит в сатану). Многие рассматривают Ее как имманентную и трансцендентную. И хотя авторы книги утверждают, что оба движения имеют растущий интерес к панентеизму, для Новой Эры более характерен пантеизм (Бог и Вселенная тождественны). Оба движения разделяют философию идеализма, поэтому одинаково положительно относятся к метафизическим концепциям в области научных исследований, особенно в физике.

Оба движения подчеркивают ценность медитации — духовной практики, заимствованной из восточных религий, а также придают большое значение силе разума и необходимости тренировки ума.

Последователи «Нового Мышления» и Новой Эры часто прибегают к нетрадиционной медицине, когда аллопатические методы лечения дают сбой. В этом Новая Эра, несомненно, опирается на учение «Нового Мышления», разработанное Финеасом П. Куимби. Познакомившись с мировоззрением «Нового Мышления», последователи Новой Эры с легкостью перенимают его учение об исцелении и позитивном мышлении наряду с представлениями о Боге.

Различия между «Новым Мышлением» и Движением Новой Эры

Различия между движениями выражено, прежде всего, в интересе к оккультизму. Кристаллы, пирамиды, и другие оккультные атрибуты Новой Эры чужды «Новому мышлению». Основатели «Школы христианского Единства» Чарльз и Миртл Филлмор исследовали различные оккультные практики (в т. ч. чэннелинг) в начале своего служения и отвергли их как неэффективные и, возможно, даже опасные для дилетантов. Тем не менее, «Новое Мышление» остается открытым для получения истины от различных источников. Оно может препятствовать интересу к оккультизму, но это не всегда осуждает его.

В период становления движения Новой Эры интерес к оккультизму отражал неприятие общества, основанного на философии материалистического позитивизма. Джон Чарльз Купер, автор книги «Религия в эпоху Водолея» считал, что этот интерес возник от разочарования людей в социальных условиях существования, которые, как им казалось, они не могли контролировать. Андерсон и Уайтхауз полагают, что в своей основе Новая Эра и «Новое Мышление» имеют различные психологические истоки, потому что «Новое мышление» никогда не страдало от чувства неспособности адекватно справляться с миром, который воспринимало, по сути, как ментальную проекцию, подлежащую умственному контролю.

Материал «Курса чудес» (A Course in Miracle), якобы полученный психологом Хелен Шакман в ходе духовного контакта с Иисусом, остается популярным среди прихожан церквей «Единства» и по сей день, несмотря на все попытки запретить его хождение. И, хотя этот курс помог многим людям в дискуссионных группах рассказать о своих проблемах, он более характерен для Движения Новой Эры.

«Новое Мышление» концентрируется на силе разума, приносящего исцеление и процветание в мир, в котором все есть разум. Новая Эра стремится распространить это исцеление и преобразование на всю планету, и с любознательностью подростка заглядывает во все «щели», иногда сомнительного свойства. Успех обеих групп в значительной степени измеряется степенью проникновения их учения в другие культуры, которым вряд ли известен истинный источник их происхождения. С уверенностью можно сказать, что «Нового мышление» останется в рамках организованного движения, — считают авторы книги. Многие последователи Новой Эры примкнут к «Новому мышлению», но, вероятно, большинство из них останется за пределами организованной религии, или даже организованной духовности. Тем не менее, мир слишком сложен и изменчив, чтобы давать серьезные прогнозы. Подводя итог, Андерсон и Уайтхауз соглашаются с тем, что человечество вступило в новую эру (в большой буквы или нет), и «Новое мышление» будет оставаться важной и легко различимой частью этой эпохи.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2024. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru