Карлос Кастанеда (1925/31?-1998) — американский антрополог латиноамериканского происхождения, писатель и эзотерик. Кастанеда снискал славу «отца» Движения Новой Эры благодаря серии книг, посвященных религиозным верованиям индейцев яки. Первоначально работы, опубликованные Кастанедой, считались антропологическими исследованиями, однако в настоящее время академическое сообщество расценивает их как художественный вымысел[1]. Его произведения приобрели невероятную популярность, однако сведения в его книгах и статьях во многом не совпадают ни с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев, ни с идеями неошаманизма Движения Новой Эры. Сам Кастанеда намеренно отказался от антропологического термина «шаманизм» и использовал понятие «магия», поясняя, что речь шла не о магии «в обычном понимании, — то есть не в смысле владения сверхъестественными силами, либо использования колдовских манипуляций, ритуалов и заклинаний для получения волшебных эффектов»[2]. Для Кастанеды шаманизм — «это путешествие с целью возвращения. Воин, одержав победу, возвращается к духу, спускаясь при этом в ад. И из ада он приносит трофеи. Одним из таких трофеев является понимание»[3]. По словам антрополога, он описывал «способ реализации некоторых теоретических и практических предпосылок, касающихся природы восприятия и его роли в формировании окружающей нас вселенной»[4], не знакомый европейскому мышлению.
От «растений силы» до «пути воина»
В своих книгах Кастанеда, говорящий от имени наставника, индейского «брухо»[5] дона Хуана Матуса, отождествляет толтеков[6] с магами — «получателями и хранителями тайн», теми, кто «посвящен в тайну созерцания и сновидения»[7]. Если сам Кастанеда ассоциировал толтеков с месоамериканской культурой, то дон Хуан понимал термин «толтек» как «человек знания»[8].
Толтеки-видящие были необычайными людьми — могущественными колдунами, мрачными преследователями, разгадавшими тайны и владеющими тайным знанием, которое они использовали для влияния на людей и превращения их в жертву путем фиксации сознания своих жертв на всем, что изберут[9].
В книге «Отделенная реальность» Кастанеда описал, как вступил на «путь воина» или «путь знания». По настоянию дона Хуана он поставил перед собой цель стереть историю своей жизни и в течение долгих лет держал в тайне свою деятельность: «Воин не нуждается в личной истории. В один прекрасный день он обнаруживает, что в ней нет никакой нужды, и просто избавляется от нее»[10]. В этом он поистине преуспел: составить подлинную биографию Кастанеды не представляется возможным в силу отсутствия достоверных источников информации. Следуя духовной традиции, Кастанеда запрещал снимать себя на видео, фотографировать и использовать диктофон во время интервью и публичных лекций. Согласно учению дона Хуана, «для воина, у которого нет личной истории, нет необходимости в объяснениях, его действия не могут никого рассердить или разочаровать, а самое главное — он не связан ничьими мыслями и ожиданиями»[11]. И, наконец, «Когда не имеешь личной истории, — объяснил он, — то ничего, что бы ты ни сказал, не может быть принято за ложь»[12].
Каковы бы ни были настоящие место и время рождения Кастанеды, известно, что в 1959 году он получил американское гражданство, а затем поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA). В сферу научных интересов студента-антрополога входило изучение мыслительных процессов коренных американских культур, поэтому местом проведения полевых исследований для магистерской диссертации Кастанеда выбрал штаты Аризона в США и Сонора в Мексике. Во время летнего путешествия 1960 года (в поисках материала для статьи о лекарственных растениях североамериканских индейцев) антрополог якобы встретил дона Хуана Матуса, «брухо» из племени яки, которого сделал героем своих книг. В период с 1961 по 1965 Кастанеда проходил обучение в Соноре, плодом которого стал бестселлер «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки», принесший ему степень магистра и огромные прибыли от продажи книги. В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В результате появились книги «Отдельная реальность» (1971) и «Путешествие в Икстлан» (1972), за которую ему была присвоена докторская степень. Если в первых книгах Кастанеда рассказывал об использовании индейцами «растений силы» (кактуса, травы и грибов) для получения знаний и силы от «олли» или защиты и наставлений от «мескалито», то в третьем произведении он делает акцент на учении дона Хуана по повышению осознания, или «пути воина».
Дон Хуан описывал олли, как «силу, которая способна транспортировать человека за пределы его личности», т. е. силу, которая способна вынести его за пределы обыденности. Соответственно иметь олли значит иметь власть…[13].
Предполагалось, что мескалито — это уникальная сила, сходная с олли в том смысле, что он позволял переступить границы обычной реальности, но и отличающаяся от него… мескалито был доступен любому человеку без длительного обучения и без знания методов управления, как это было в случае с олли[14].
В 1974 году вышла последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном, — «Сказки о силе», в которой, как выяснилось в последующее время, дон Хуан уходит из этого мира, или «сгорает в огне изнутри». В последующих книгах Кастанеда анализировал свои воспоминания с целью разобраться в сложной системе мировоззрения дона Хуана.
Дон Хуан принимал искусство овладения сознанием как современную версию чрезвычайно древней традиции, которую он называл традицией древних толтеков-видящих. И хотя он чувствовал себя неразрывно связанным с этой древней традицией, он считал себя одним видящих нового цикла. Когда я спросил его однажды, каковы же существенные черты характерны для видящих нового цикла, он ответил, что это воины полной свободы, что они такие же мастера сознания, искусства следопыта и намерения, что не ловятся смертью, как остальные смертные, а избирают сами момент и путь своего исхода из этого мира. В этот момент они поглощаются внутренним огнем и исчезают с поверхности земли, как если бы они никогда не существовали[15].
Тенсегрити
До конца 1980-х Кастанеда вел активную магическую практику согласно учению дона Хуана вместе с группой его учениц: «видящей Флориндой Грау, сталкером Тайшой Абеляр и женщиной-нагвалем Кэрол Тиггс»[16]. С начала 1990-х годов начал вести более открытый образ жизни: читал лекции в Калифорнийском университете, обучал небольшие группы и устраивал платные семинары и лекции в США и Мексике. В 1995 году Кастанеда учредил издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити[17]. В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды — «Колесо времени» и «Магические пассы».
Первая суммирует наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити». Кастанеда разъясняет суть «магических пассов»:
Магические пассы — это результат состояния без разума. Или скорее результат разъединения с умом. Для того чтобы сновидеть, практикующие должны следовать настолько мощной дисциплине, что результатом ее становится отсутствие ума.
Маги древней Мексики были убеждены, что магические пассы приводят практикующего на уровень осознания, в котором параметры нормального, традиционного восприятия отменяются за счет того, что они расширяются[18].
На их основе родилась «тенсегрити» — современная версия духовной практики, суть которой отражена в комбинации двух терминов, «напряжения» (tension) и «целостности» (integrity): «Движения, направленные на напряжение и расслабление сухожилий и мышц тела, имеют отношение к первой части термина, а вторая часть — целостность — связана с тем, что к телу начинают относиться как к здоровому, законченному и совершенному целому»[19].
Кастанеда умер 27 апреля 1998 года; официальная причина смерти — рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня. В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России[20].
Бесконечное осознание
Кастанеда полагал, что в период ученичества дон Хуан описывал тип познавательной системы, отличающийся от европейского, который опирается на представления о мире, сформированные в процессе социализации. В интервью журналу New Age («Новая Эра») в 1994 году Кастанеда объяснил свой опыт так:
Мы обучаемся видеть и понимать мир через призму социальных норм. Мы сами надеваем себе на глаза шоры, воздвигая условные границы «реального мира» и тут же начисто забываем о всем, что осталось за ними. А остается немало. Практически — все. Дон Хуан разбивал эти границы для меня, показывая, что каждый из нас способен шагнуть в другие миры, не менее сложные, стабильные, и самодостаточные. Колдовство включает в себя технику перепрограммирования наших возможностей с тем, чтобы мы могли воспринимать другие миры, такие же реальные, уникальные, абсолютные и всеохватывающие, как и наш, так называемый «материальный» мир[21].
В качестве основной предпосылки «пути воина» дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа) являются «perceptors»: «Мы — восприниматели, — продолжал он, — хотя тот мир, который мы воспринимаем, является иллюзией. Он был создан описанием, которое рассказывалось нам с момента нашего рождения»[22]. Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие создает описание мира. Человек-восприниматель активно интерпретирует энергетические сигналы, наполняющие вселенную, конструируя модель мира.
Для магов линии дона Хуана Матуса истинный облик человека представлял собой удлиненное (яйцевидное) или округлое (сферическое) энергетическое образование, которое они называли светящимся яйцом или светящейся сферой. Древние маги считали эту светящуюся сферу нашим истинным «Я» — истинным в том смысле, что она абсолютно неизменна, если рассматривать ее с точки зрения энергии. В процессе непосредственного восприятия человека как энергетического образования становятся видны все его ресурсы — все, чем он является с точки зрения энергии.
Область воспринимаемого и осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, — тональ — достаточно узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной — нагваля, то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя «пути воина»— практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания», гармонии между тоналем и нагвалем[23].
Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является соответствующее намерение. Согласно дону Хуану, в создании картины мира ведущую роль играет положение точки сборки — особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить:
Потом он добавил, что маги — единственные существа на земле, которые преднамеренно выходят за интуитивный уровень, обучаясь двум трансцендентальным вещам: во-первых, постигая существование точки сборки, и, во-вторых, заставляя точку сборки двигаться[24].
Степень подвижности и положение точки сборки определяют три типа внимания: 1) первое внимание «развито в каждом нормальном человеке для жизни в повседневном мире; оно охватывает сознание физического тела»; 2) второе внимание «охватывает сознание светящегося тела»; (восприятие различных миров) 3) третье внимание «неизмеримое сознание, которое включает в себя необозримые аспекты физического и светящегося тел» (полное осознание энергетических полей)[25].
«В силе безмолвия» дон Хуан учил, что необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на «пути воина» для человека являются сталкинг[26] и искусство сновидения.
Зачем человеку путешествия в другие миры? На этот вопрос Кастнеда отвечает словами дона Хуана: «Теперь я знаю, что люди — действительно наделенные осознанием существа, участвующие в определяющем их эволюцию путешествии осознания; существа, не понимающие собственной сути и до краев наполненные немыслимыми возможностями, которые никогда не используют»[27].
В чем заключается феномен Кастанеды?
Психолог Ричард де Милль, бывший сайентолог и автор книги «Путешествие Кастанеды: сила и аллегория» (1976) полагал, что небольшая группа культурологов из Калифорнийского университета организовала публикацию первой работы Кастанеды, чтобы «насолить» своим оппонентам. Благодаря рекламе и содержанию книги, обращенному к молодежи и наркокультуре, популярность Кастанеды превзошла их самые смелые ожидания, превратив аспиранта-авантюриста в знаменитого ученого. С одной стороны, Кастанеда дал поколению контркультуры то, что им хотелось услышать. Он стал их проводником в «землю обетованную»: «Для горстки профессоров и тысяч поклонников псевдо- антропологии, рай — это благоуханная пурпурная пустыня, где можно вести бесконечные метафизические беседы с таинственным стариком-индейцем по имени дон Хуан»[28]. С другой, призыв исследовать возможности человека подогрел интерес к оккультным практикам и дал мощный толчок «Движению за развитие человеческого потенциала».
Библейский ответ
Учение дона Хуана, по сути, представляет собой компиляцию идей восточной философии и язычества: Вселенная пронизана силой («Сила, которая правит нашими судьбами, находится вне нас самих и не обращает внимания на наши действия или волеизъявления»[29]), мир иллюзорен («Восприятие — это все. Изменится оно — изменится сам мир»[30]; «Повседневный мир существует только потому, что мы знаем, как удерживать его образы»[31]), привязанности отягощают человека («Человек становится мужественным, когда ему нечего терять. Мы малодушны только тогда, когда есть еще что-то, за что мы можем цепляться»[32]), а требования к воину напоминают кодекс самурая Бусидо (яп. «путь воина»).
[1] Bibliography of Consciousness Studies. URL: www.sacaaa.org/bibliography.asp
[2] Кастанеда К. Искусство сновидения.
[3] Кастанеда К. Колесо времени.
[4] Искусство сновидения.
[5] Испанское слово «брухо» означает одновременно врача, колдуна, мага.
[6] Тольтеки — индейский народ, живший в VIII-XII вв. на территории Месоамерики, историко-культурного региона, простирающегося примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Ко времени испанского завоевания в XVI веке тольтеки уже стали легендарным народом; им приписывались все культурные достижения прошлого.
[7] Кастанеда К. Второе кольцо силы.
[8] Кастанеда К. Внутренний огонь.
[9] Там же.
[10] Колесо времени.
[11] Кастанеда К. Путешествие в Икстлан.
[12] Там же.
[13] Кастанеда К. Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки.
[14] Там же.
[15] Внутренний огонь.
[16] Искусство сновидения.
[17] Tensegrity® Карлоса Кастанеды. URL: www.cleargreen.com/ru/
[18] Кастанеда К. Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики.
[19] Там же.
[20] Тенсегрити Карлоса Кастанеды. Сайт практикующих Тенсегрити в России. URL: http://tensegrity.ru
[21] Интервью Кита Томпсона с Карлосом Кастанедой (Журнал "New Age" Март-Апрель 1994 года). URL: www.castanedadzr.ru/cc/inter/inter13b.htm
[22] Кастанеда К. Сказки о силе.
[23] Там же.
[24] Кастанеда К. Сила безмолвия.
[25] Кастанеда К. Дар орла.
[26] «Сталкинг означает способность заставить точку сборки находиться именно в том положении, где энергетическое тело может быть укреплено и доведено до совершенства».
[27] Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики.
[28] Цит. по Lindskoog K. In the Footsteps of Carlos Castaneda. The C.S. Lewis Foundation for Truth in Publishing. March 1, 1997. URL: www.discovery.org/a/985
[29] Второе кольцо Силы.
[30] Путешествие в Икстлан.
[31] Второе кольцо Силы.
[32] Там же.
Все цитаты приводятся по цифровому изданию «Карлос Кастанеда: Коллекционное издание» (E-book). «София», 2005.