Центр апологетических исследований
Движение Новой Эры
ИМЕНА И ГРУППЫ
 
ГЛОССАРИЙ
 

Базовые учения Движения Новой Эры

Учение С точки зрения Новой Эры Библейский взгляд
Представления о Боге и Вселенной

Восточный  пантеистический монизм:
1) Бог и Вселенная суть одно. 2) Бог во всем, и все есть Бог.

С точки зрения Новой Эры: Вселенная является единым всепроникающим энергетическим полем.

Все в этом мире связано между собой: вещи и животные, люди и явления.

«Бог есть все, что существует и все пространство между тем, что существует, между вами и мною, и всем, что нас окружает и тем, что все окружает. Все это является Богом. Бог проявляется посредством Мироздания, которое создано из энергий с определенными частотами вибраций» (Б. Крим, «Учения Вечной Мудрости. Введение в духовные заветы человечества»).

«Вселенский Бог един, и все же он больше одного; все творения — Бог; все творения едины» (Леви Х. Доулинг, «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея»).

      «В природе нет изолированных друг от друга событий и явлений, все в ней гармонично, взаимосвязано и взаимопроникновенно. Мы — человечество, и каждый его представитель в отдельности — частица материальной и полевой реальности, называемой природой, и в этом суть нашего с ней единства» (М. Абрамович, «Йога»).

Вселенная является творением Божьим и обладает иной сущностью бытия, чем  её Создатель. Вечный Бог создал Вселенную из ничего. Бог трансцендентен (превосходит мир, т.е. не является его частью) и имманентен миру (участвует в делах мира). Бог не является частью мира, Он управляет миром, но не является его непосредственной частью.

Бог есть независимое (необходимое) бытие, тогда как вселенная — зависимое (возможное) бытие.


Быт. 1-и далее. Бог отличен от Своего творения и не является частью вселенной. Бог создал мир из ничего (ex nihilo). Ис. 55:8-9. Бог не является человеком. Иер. 23:24. Бог — проникает во все части вселенной

Деян. 17:27-28. Весь мир существует по воле Божьей и Его силой

Сила, наполняющая Вселенную – безлична и может быть использована в любых целях.

«Энергия Бога никого не принимает во внимание. В общем-то, не совсем корректно говорить «энергия Бога», скорее, следует сказать, что Бог — это и есть энергия… Если ваше поведение исполнено понимания, проницатель­ности и соответствия этой энергии, тогда она становится для вас благословением, благодатью — но не по собственному желанию, а только благодаря вам. Если же ваше поведение прямо проти­воположно, если вы поступаете вопреки законам энергии, она становится разрушительной для вас» (Ошо, «Мистический опыт»).

Бог есть Дух, а не безличная сила, которой можно манипулировать. Он   — Личность, и с Ним можно установить отношения. Бог — разумное, живое существо, Творец и Источник всей жизни. В отличие от своего творения Он бесконечен, вездесущ, всемогущ, неизменен и всеведущ. Бог также обладает качествами доступными для человеческого понимания и созидаемыми в христианах посредством Святого Духа: святость, праведность, любовь, милосердие, сострадание, верность. Кроме того, Бог   — совершенен, Он ревнует о законе и нетерпим к грехам.


Ин. 4:24; Лк. 24:39; Еф. 2: 8-10; Пс. 89:3; Иак. 1:17; Иер. 32:27; Еф. 1:23; Ис. 40:28;  Числ. 23:19; Ис. 6:3;  Ездр. 9:15; 1 Ин. 4:8;  Пс. 102:8; 3 Цар. 8:23; Втор. 7:9; Мф. 5:48; 2 Кор. 11:2

Все является Богом, следовательно, люди тоже являются частью Бога. Они — божественны.

«Вы живете интуитивно и являетесь частью своего Создателя. Когда вы, наконец, отбросите мысль, что Бог где-то там, на небесах, и вместо этого поймете, что вы здесь как жизнеспособные частицы Бога, действующие по своему усмотрению, тогда вам не придется бороться с собственными «почему»… Будьте спокойны и знайте, что вы — Бог» (Л. Кэрролл (Крайон),Действовать или ждать. Вопросы и ответы»).

Библия проводит четкое различие между Богом и Его творением: Господь сотворил человека по Своему подобию, наделил способностью отражать собой Божественную природу и проводить жизнь в мире и согласии с Богом и другими людьми. От начала дней до конца времен и в вечности Бог существует отдельно от творения.

Быт. 1:26-28; 5:1-2; 9:6-7; Быт. 1:1, 27, см. также 4 Цар. 9:15,19; Ис. 43:7; 45:18; Отк. 22:14-15

Синкретизм: все дороги ведут к Богу.



Все религии ведут к Богу, или по-своему выражают одну и ту же мысль о Боге.

«Ни один из путей к Богу не является более прямым, чем другой. Ни одна религия не является «единственной истинной религией», ни один народ не является «избранным», и ни один пророк не является «величайшим» (Н.Д. Уолш, «Беседы с Богом. Новое откровение. Книга 8»).

Бог явил людям Свою благодать и истину через Иисуса Христа, Который Сам свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь». Иисус Христос — Сын Божий, Бог, воплотившийся в Человека и принявший смерть ради спасения людей. Он — искупитель и судья мира, пострадавший за грехи человечества на кресте, воскресший на третий день и вознесшийся на небеса.

Ин. 3:16; 10:30; 14:6; Кол. 1:12-17; 1 Ин. 4:14,  Евр. 9:11-15; Мф. 25:31-37; Лк. 24:45-48; Деян. 2:29-36; 1 Кор. 15:1-8

Критерием истины становятся собственные переживания, духовный опыт и ощущения.

«Только одно мы знаем наверняка: жизнь дает тебе только такой опыт, который лучше всего способствует эволюции твоего сознания… Истина неотделима от того, кто ты есть. Да — ты сам есть эта Истина. Если будешь искать ее где-нибудь в другом месте, то всякий раз будешь обманываться. Истина — это Сущее, которым ты сам и являешься» (Э. Толле, «Новая Земля»).

Критерием истины для христианина является слово Божье  — богодухновенное, неизменное и безошибочное Писание, а не собственные непостоянные чувства и разнообразные духовные переживания. Стремление к самореализации и духовному удовлетворению приводит к бесконечным поискам и вызывает жажду, которую можно утолить только живой водой Иисуса Христа. Бог призывает верующих исследовать Писания, умудряющие их к спасению во Христе и наставляющие в святости.


Иер. 10:10; Ин. 17:17; Ин. 10:35;  Ин. 4:14; 2 Тим. 3:15-17; Ин. 5:39;  Пс. 118:105

Представления о Христе

Иисус стоит в одном ряду с другими учителями веры (Будда, Зороастр, Кришна, Мохаммед, иерархи Белого Братства и т.д.).


Иисус — это обычный человек, возвысившийся до осознания своей божественной природы, т.е. Христа, и указавший путь другим.

«Две вещи становятся сегодня очевидными для всех в вышеприведенных отрывках, когда их ложный перевод исправлен в пересмотренном тексте: (а) "пришествие Христа" означает присутствие ХРИСТОСА в возрожденном мире, а вовсе не действительное телесное пришествие "Христа" Иисуса; (б) этого Христа не следует искать ни в пустыне, ни "в потаенных комнатах", ни в святилищах какого-либо храма или церкви, построенной человеком; ибо Христос — истинный эзотерический СПАСИТЕЛЬ — это не человек, но БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП в каждом человеческом существе» (Е.П. Блаватская, «Эзотерический характер Евангелий»).

Иисус Христос не был просто просветленным Учителем. Иисус Писания однозначно верил и учил, что Он единственный среди людей является Богом, Его воплощение было личностным и вечным. Он проявил не просто некоторые божественные способности, но явил множество чудес в подтверждение Своей божественной природы. Ни один человек не сможет обрести божественность Иисуса; Он был «единственным» или «Единородным» Сыном Божьим. Ни один человек никогда не сможет стать Богом, поскольку ключевой момент вероисповедания Израиля, истинность которого подтвердил Сам Иисус, звучит так: «Господь, Бог наш, Господь един есть».

Ин. 8:58; 10:30; 14:9-10; Ин. 20:31; Ин. 3:16,18; Втор. 6:4;  Мк. 12:29

Второе пришествие Христа


Воспринимается как явление, которое объединит все религии и даст новое откровение. Произойдет как массовое провозглашение нового духовного самосознания.

«Второе пришествие совершается в наше время в сердцах и умах миллионов последователей различных религий, по мере того как они приходят к осознанию этого духовного присутствия в них самих и друг в друге» (D. Spangler, ”Cooperation”).

Иисус Христос снова придет во славе. Его приход  будет вызван не коллективными «духовными» приготовлениями людей; Писание говорит, что Христос придет, как Царь царей и Господь господ и у человека нет возможности ни задержать Его пришествие, ни ускорить его.

Отк. 19:16

Источники учения
Продолжающееся откровение (контактёрство)

Учение главным образом строится на непрерывном потоке новых откровений, которые получают избранные люди. Помимо Священного Писания существуют более современные источники.

«Хотя другие Вознесённые Владыки также в полной мере способны опекать вас, моя близость к вам в эти последние десятилетия века, — когда я общался с вами на дороге жизни, обсуждая насущные проблемы, с которыми мы вместе сталкивались, — связывает нас в этом поиске целостности через единение ваших душ с Богом Отцом-Матерью.

Да, возлюбленные, я был призван стать вам отцом и матерью, потому что я очень близок вашим сердцам. И я познал страдание точно так же, как и вы познали его. Следовательно, у нас много общего» (Э.К. Профет, диктовка Ланелло, 27 августа 1995 года).
Иисус Христос — окончательное откровение: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние сии дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Полагаясь на иные источники откровения, человек сам избирает себе учителей и отвергает здравое учение. Все, что необходимо знать, и все, чем должно жить человеку, есть в Иисусе Христе.

Евр. 1:1-2; Вт. 18:9-14; 2 Кор. 4:4; Рим. 1:25; Вт. 18:10-12, см. также 1 Цар. 28:7; 2 Тим. 4:3

Гностицизм — учение, делающее особый акцент на различиях между материальным и духовными мирами.



Целью жизни считается приобретение некоего эзотерического (скрытого) знания о сущности и предназначении человека.

«Познание духовных истин может быть приобретаемо только изнутри, а не извне, не от внешнего учителя, а лишь от божественного Духа, построившего свой Храм внутри нас. Эти истины "познаются духовно" тем пребывающим внутри божественным Духом, тем "умом Христовым", о котором говорит апостол, и этот внутренний свет изливается на наш низший разум» (А. Безант, «Эзотерическое христианство или малые мистерии»).

«Знание», полученное первыми христианами, основывалось на еврейских Писаниях и на учении апостолов, а Дух Святой наставлял их и приводил им на память слова Иисуса Христа. Верующие, приняв Святого Духа, уже не нуждаются в дополнительном особом знании вне христианской общины. Во Христе у них есть все, что дал им Бог. Бог сотворил человека для того, чтобы он возрастал в Его благодати и отражал своей жизнью Его славу. Он заранее определил цель его жизни — возрастание «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», а не «эволюция» сознания. Бог призывает людей оставить выдуманные ими жизненные цели и принять Его замысел через покаяние и веру в Евангелие. 


Ин. 14:26; 1 Ин. 2:27-28; 2 Пет. 3:18; см. также 2 Кор. 10:15; Еф. 4:15-16;
Кол. 1:10

Материальное бытие считается злом.

«Никто даже не догадывается, как трудна задача самоподчинения, покорения страстей и аппетитов, освобождения Высшего Я, заключённого в плоти, пока не попробует это сам» («Аскетизм. Слово дружеского совета» от Х. С. Олкотта).

«После того как мы рождаемся в теле, большинство из нас забывают, кем мы являемся на духовном уровне и для чего мы пришли сюда. Мы принимаем сознание "выживания" в физическом мире и теряемся в мире формы. Мы, прочно отождествившись со своими личностями, забываем, что мы — это души» (Шакти Гавэйн, «Жизнь в свете»).

История сотворения мира говорит, что материя реальна и не является тенью или иллюзией. Физический мир играет важную роль и в иудейском, и в христианском мировоззрении. Бог Творец  сообщает человеку, что  все созданное Им «хорошо весьма». Человек не заперт в теле как в клетке, напротив верующим во Христа Иисуса обещано телесное воскресение, а Земле искупление. Апостол Павел призывает христиан прославлять Бога и в телах и в душах, так как они принадлежат Богу.

Быт. 1:31; Лк. 24:38-39; 1 Кор. 15:3-8; 42-54; 1 Кор. 6:20;  Рим. 8:20-21

Принципы толкования и отношение к Библии

Эзотерическая интерпретация


В толковании Писания приоритет отдается нестандартному, эзотерическому подходу.  Существует множество толкований.

Поклонение мертвой букве Библии — это лишь еще одна форма идолопоклонства, ничем не лучше других. Главный догмат веры не может существовать в форме двуликого Януса. "Оправдание" через Христа не может быть достигнуто по нашему желанию или прихоти, благодаря "вере" или "трудам", и поэтому если Иаков (II, 25) противоречит Павлу (К Евреям, XI, 31), и vice versa [наоборот], то один из них должен ошибаться. Следовательно, Библия не является "Словом Божьим", но содержит в себе слова ошибающихся людей и несовершенных наставников. Но если читать ее эзотерически, она содержит, если и не всю истину, но все же "ничего кроме истины", во всевозможном аллегорическом одеянии. Только: Quot homines tot sententiae [Сколько голов, столько умов]. (Е.П. Блаватская, «Эзотерический характер Евангелий»).

Объясняя ветхозаветные Писания, Иисус никогда не выискивал в них скрытый или двойной смысл. Напротив, Он последовательно прибегал к буквальному истолкованию Ветхого Завета. Иисус говорил открыто и ясно, что позволило Его последователям также доступно разъяснять людям Его учение. Оно явно не предназначалось для узкого круга «посвященных», т.к. Бог «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».

Ин. 18:20; Деян. 2: 42-47

Библия не является достоверным источником


Текст Писания дошел до нас с большими искажениями, специально внесенными  в религиозных и политических целях.

«Но начиная с IV века Библия постоянно подвергалась переработке, и до наших дней дошло лишь несколько строк о настоящем учении Иисуса Христа. Для чего правили Библию? Чтобы легче было управлять людьми. Новая догма о том, что после смерти человеческая душа вечно томится либо в Раю, либо в Аду, помогала сильнее запугивать простой народ… Дело в том, что оригинал, подлинник Библии, до наших дней не сохранился. Точнее, он есть, но пока людям недоступен. Настоящая Библия будет найдена через несколько лет.  Та Библия, которой мы сегодня пользуемся, неоднократно переписывалась и исправлялась в угоду правящим царям и государям» (Р.И. Гарифзянов, Л.И. Панова, «Откровения Ангелов Хранителей 1. Начало»).

Библия открывает людям правду о воле Бога и  Его участии в истории человечества и тем самым предлагает им указания и ответы, в которых они нуждаются: по словам Иисуса Христа, Писания являются авторитетной летописью  взаимоотношений между Богом и человеком.  «Не  может нарушиться Писание», — говорил Господь и провозглашал абсолютную истинность Писаний. Уже в первом столетии  нашей эры христиане признавали Писаниями  не только Ветхий Завет, но и письменные  свидетельства  очевидцев  воскресения Иисуса  Христа. Бог праведен и справедлив, в то время как сердце человеческое «лукаво более всего и крайне испорчено». Только Бог может в совершенстве отделить истину ото лжи.

Ин. 10:35; Лк. 24:25-27; Деян. 1:16; 8:35; 17:2; 2 Пет. 3:16; 2 Тим. 3:15-17;
Мк. 10:18;  Отк. 15:4; Иер. 17:9

Представления о человеке

Космическое сознание


Переживание единства с Вселенной  и Богом.

«…опыт духовного роста, который является хрупким, постепенным и естественным процессом возвышения в божественной бесконечности, когда свет познания, вспыхивающий благодаря «вхождению Бога в душу», дает человеку Космическое Сознание, что означает всеобъемлющее видение мира, в котором беспредельность не только интуитивно постигается, но и реализуется. Каждая душа имеет свой центр и сферу в Боге, и человек достигает Всевышнего посредством прямого «дарования» божественных энергий» (Р. Бёке, «Космическое сознание»).

В Новом Завете апостол Павел писал, что «нет иного Бога, кроме Единого».  Люди могут быть «едины» с Богом лишь в смысле участия в Божьем деле.

1 Кор. 8:4; Еф. 4:6; 1 Тим.2:5;  Ин. 17:21

Вера в перевоплощение и карму как средство эволюции. Личная трансформация


Человек подобно Богу обладает неограниченным потенциалом и способен творить реальность.
Перевоплощение понимается как очередной этап совершенствования души для достижения спасения. Карма формирует условия нового воплощения. Личный мистический или психический опыт обычно приводит к смене старой парадигмы и вносит вклад в коллективное изменение всей планеты.

«Вам доступен неограниченный источник идей. Все знание, все открытия и изобретения будущего присутствуют во Вселенском Разуме как возможности, ожидая, пока человеческий разум пробудит их к существованию. Все уже содержится в вашем сознании» (Р. Берн, «Тайна»).

«Не только человек, но и Я, Целое, не можем остановить процесс эволюции, процесс совершенствования ни на секунду, ибо СОВЕРШЕНСТВО есть цель воплощения для вас и есть цель эволюции для Целого!» (Л.И. Маслов, «Эволюция есть постоянное совершенствование». Диктовка от 28.02.08).

«Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них, и так в беспредельность» (Е.Н. Рерих, «Реинкарнация и карма. Письма в Америку»).

«Сегодня СПАСИТЕЛЕМ людей Планеты выступает не отдельная личность, пусть даже несущая в себе воплощение Высшей Иерархии, а КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ ВСЕГО НАРОДА, единый энергетический посыл которого способен внести коррективы даже во ВСЕЛЕНСКУЮ ПРОГРАММУ ЭВОЛЮЦИИ ПРОСТРАНСТВА! (Л.И. Маслов, «Обращение Создателя к населению России». Диктовка от 22.07.10).

Ни один человек не обладает «всей  властью»,  «всей  мудростью», «всем  разумом» или «всем  совершенством»: поскольку все люди  согрешили и лишены славы Божьей, ни у кого нет всей власти, мудрости или разума. Только Бог обладает ими; Он явил всю полноту власти, мудрости и славы в Иисусе Христе. Иисус Христос сошел на землю, приняв человеческую плоть, чтобы показать Свою любовь и проявить милосердие к  людям. Воплощение — это Бог с нами. Закон кармы не властен над верующими в крестную смерть Иисуса, ибо «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…». Человек не воплощается на земле повторно и не восходит по ступеням реинкарнации, чтобы, в конце концов, раствориться в безличной божественности. Ему суждено родиться, жить, умереть и прийти на суд только один раз. И те, кто омыл и убелил свои одежды кровью Агнца, будут вечно пребывать в радости общения с Богом.

Рим. 3:23; Рим. 14:26;  1 Кор. 1:24;  Еф. 1:17; Евр. 9:27; 1 Пет. 3:18; Евр. 9:27; Отк. 7:15-17

Грех и спасение


Греха не существует - это только недостаток знания.  Проблема человека заключается в том, что он не осознал свою божественность.

«Все христианство зависит от раскаяния, никакая другая религия не зависит от него так сильно. Раскаяние прекрасно, если оно проходит через сердце, если вы постигаете: «Да, Иисус прав, мы поистине растратили свою жизнь». Эта растрата и есть грех, дело не в грехе, совершенном Адамом. Это напрасная растрата своей жизни, возможностей, потенциала, упущенная возможность вырасти и стать подобным Богу, или стать Богом; растрата этого времени, растрата его на никчемные вещи, на собирание бесполезного хлама» (Ошо, «Горчичное зерно»).

Человек — Божье творение и не может возвыситься до уровня Бога или стать единым с Ним. Человек согрешил в Адаме, и поэтому все люди лишены славы Его. Человек нуждается в осознании своей греховной природы и примирении с Богом. Всякий верующий во Христа получит прощение грехов и дар жизни вечной; праведность человеку вменяется по вере в Него. Человек тленен; ему суждено один раз умереть и предстать перед судом Божьим. 

Быт. 1,2; 3:22-24; Еф. 2:10;  Рим. 5:12; 3:23; 2 Кор. 5:20;  Деян. 10:43;  Рим. 4:23-25; 5:1-2 ; Быт. 3:19;  Евр. 9:27

Представление о социальных институтах
Отрицательное отношение к социальным институтам и организованной религии «Кто пойдет в церкви, если люди не будут несчастны... в храмы, в синагоги, мечети? Кто пойдет туда? Кого будет интересовать Бог, рай и ад? Человеку, который каждый миг живет так интенсивно и тотально, что сама эта жизнь становится раем, сама эта жизнь становится божественной, не нужно быть почитателем мертвых статуй, мертвых писаний, прогнивших идеологий, глупых предрассудков» (Ошо, «Азбука осознанности»).

Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все истинно верующие в Него. Это не бюрократическая структура, созданная апостолом Павлом и исказившая намерения Иисуса Христа, а живое собрание грешных людей, примирившихся с Богом посредством  Его крестной смерти. Библия призывает верующих к миру и созиданию, уважительно относясь к властям, семье и браку.

Мф.16:18; Ин. 15:4-6; Рим. 5; 2 Кор. 5:18; Рим. 13:1-8; Кол. 3:23-25; Еф. 5:22-33; Кол. 3:18-21

Смена эпох, наступление Эры Водолея


Фундаментальное обновление всех структур (социальных, политических и экономических) с приходом новой эпохи.

«Новый Век неуклонно приближается, и мы являемся очевидцами родовых мук новой культуры и новой цивилизации. Устаревшее и нежелательное должно уйти, и первыми из этих нежелательных вещей должны исчезнуть ненависть и дух разделенности» (А. Бейли, «Ученичество в Новом Веке. Т. 1»).

«Все открытия в психической и эзотерической областях обусловлены Водолеем, а главное, идеей коллективизма — единения, братства. Вот почему весь мир ныне обязан обратиться к идее братства, всеобщности и работать над ней. А суть всеобщности в том, чтобы не быть привязанным лишь к нескольким людям: к жене, к детям, о нет, но чтобы всем нам быть вместе, чтобы, объединяясь, погрузиться в океан жизни, красоты и радости… С эрой Водолея настанет новая жизнь. Она вначале возвестит о себе гигантскими потрясениями, но затем настанет Золотой Век. Он придет вместе с Водолеем» (О. М. Айваханов, «Водолей и пришествие золотого века. Книга 1»).

Предсказания учителей Новой Эры о смене эпох опираются на астрологические расчеты о смещении точки весеннего равноденствия от знака Рыб к знаку Водолея. Прошедшие два тысячелетия понимаются как эпоха христианства, символом которой считается ихтис (др.-греч. рыба) — акроним имени Христа, состоящий из начальных букв слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Таким образом, уходящая эпоха осмысляется как «Эра Рыб», а наступающая в начале третьего тысячелетия как «Эра Водолея».
Астрология восходит к поклонению звездам, которое недвусмысленно осуждается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Обращаясь за указаниями к астрологии или любому другому виду гадания, человек не ищет воли Бога, а совершает «дела плоти». 

Вт. 4:19; 17:3; Деян. 7:42-43; Втор. 18:9-14;  Дан. 5:7;  Ис. 47:12-14;  Дан. 2:27-28; Вт. 18:21-22; Гал. 5:19-21

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте
не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

© 2017. Центр апологетических исследований, а/я 954, С-Петербург, 194044, Россия.
Apologetika.ru / Russia@Apologetika.ru